Россериал

№ 03 (246), 16 января 2002 года
Свежий номер Пятно... на репутации химчистки Архив
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
Сибинформбюро
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное День за днем

Комментарий специалиста

   Забрав на днях дубленку из химчистки, я пережила небольшой шок. Вещь, конечно, нельзя было назвать вконец испорченной, но все-таки... Какие-то разводы, пятнышки, потертости. В общем, осталось впечатление недоделанности и недочищенности. Обидно. Тем более, что год назад после аналогичной процедуры дубленка смотрелась почти как новая. Мои робкие попытки восстановить справедливость наткнулись на непробиваемую стену в лице приемщицы, потрясающей бумагами, из которых должно было следовать, что вещь отправлялась на чистку аж два раза. А пятна... Это признак старости материала, поскольку ничто не вечно под луной, и вообще, моя вещь еще не самый худший вариант. Мне пришлось удалиться посрамленной, утешая себя мыслью, что бывает и хуже.
   Оказалось, напрасно. Хотя и ожидание от химчистки чуда тоже было не совсем оправданным. Точки над i в моих (надо думать, не только моих) обидах постфактум расставил Виктор Низовцев, заведующий отделом бытового обслуживания Иркутского комитета по защите прав потребителей.
   Очень многие потребители искренне заблуждаются, думая, что после чистки получат вещь в состоянии близком к первозданному. Химчистка - очень активный вид воздействия. При этом проявляются дефекты кожи, которые раньше не были очевидны: застарелые болячки самого животного, разнооттеночность лоскутов и масса технологических дефектов, которые раньше были затонированы, закрашены. Это касается не только дубленок, но и кожаных плащей, пиджаков и т.п. И химчистка несет ответственность только в том случае, если она заранее не предупредила о возможном браке. Особенно это относится к одежке, принесенной с китайского рынка - без опознавательных знаков производителя, без маркировки, без малейших намеков на порядок и способ чистки. Исполнителям заказа в таких случаях приходится действовать на свой страх и риск, поскольку порой невозможно даже определить, заводская вещичка или изготовлена кустарным способом. Главное, предупредить клиента о последствиях, а дальше - сам шляпа. И заметим, химчистки стараются. Мне, например, в квитанции перечислили, пожалуй, все мыслимые и немыслимые способы порчи дубленки: пятна, волнистость, потертость, порывы (!), разнооттеночность... На любой случай, словом. Высшей степенью защиты служит формула "Чистка без претензий", но соглашаться на нее не стоит ни при каких условиях. Даже под угрозой не принимать заказ.
   Брак браку рознь
   Если недостатки устранимы, то, как объяснил Виктор Низовцев, одно из главных прав потребителей - требование повторного выполнения работы. Причем, в этом случае речь будет идти уже о безвозмездном устранении недостатков в срок, назначенный самим клиентом. Разумеется, в пределах разумного. Как правило, назначается время срочного выполнения работы. Сразу при заключении сделки указывается срок выполнения работы, если подрядчик не уложился в оговоренное время, потребитель не только вправе потребовать неустойки за невыполненные обязательства, но и вообще расторгнуть договор и потребовать возмещения стоимости услуги. Так что, получается, зря я потратила вечер за оттиранием недочисток ластиком.
   Если же пятно посадили в химчистке, причем, намертво? Бывает, что по отданной квитанции возвращают нечто, которое можно носить только на даче в темное время суток, или не выносят вообще ничего - теряют. Тогда алгоритм действий выглядит следующим образом. Первым делом справляемся в квитанции - предусмотрено ли такое ЧП в этом документе (к потере этот пункт не относится). Нет? Пишите претензию в адрес изготовителя! Если это индивидуальный предприниматель, то на его имя. В претензии надо указать, что был заключен договор трудового подряда на химчистку такого-то изделия, что подтверждается такой-то квитанцией, что в результате чистки вещь была повреждена (утрачена). И со ссылкой на ст. 35 Закона "О защите прав потребителей" предъявляете свое требование: предоставить в трехдневный срок аналогичную вещь либо в 10 дней возместить ее стоимость в двукратном размере. Это требование должно быть удовлетворено, соответственно, в три дня или в десять. Если оно проигнорировано, смело идите в суд или в Комитет по защите прав потребителей.
   Сколько стоит ваш мексиканский тушкан?
   Оценка вещи - штука хитрая. Занимаются ею непосредственно сами сотрудники химчистки перед тем, как принять ее из ваших рук. По мнению Виктора Низовцева, в такой постановке процедуры есть элемент односторонности. Поэтому вполне возможно, что с назначенной ценой вашей любимой овечки (норки, шиншиллы) вы не согласитесь. Попробуйте настоять - цена определяется по соглашению сторон. В конце концов, у потребителя есть возможность оспорить оценку через суд. Прецеденты уже были. Некая дама, не согласившись с той суммой, которую была готова вернуть ей фирма, доказывала судьям, что испорченная дубленка куплена в Италии за $1000. А на указанные в квитанции 4500 рублей с учетом износа 50% она согласилась потому, что в других чистках дубленку не принимали. Экспертиза подтвердила некачественность работы чистки, и определила реальную цену дубленку, близкую к заявленной потребителем. В итоге, стороны пришли к полюбовному соглашению. Однако, затевая судебную канитель, помните, что при возврате стоимости товара, его цена определяется исходя из состояния вашей вещи на тот момент, когда она была сдана. То есть с учетом износа и инфляции. Если наоборот, вещь дешевеет (когда это будет?!), то потребитель вправе требовать стоимости, по которой она была куплена, с учетом износа. Стремление химчисток поставить процент износа вместо цены, мягко говоря, не совсем отвечает букве закона. Они обязаны пересчитать процент износа в реальную сумму.
   Не бойтесь быть крючкотвором!
   Теперь о главном. Поскольку самый главный ваш документ в разборках с химчисткой - это квитанция, которую вам обязаны по закону выдать при приемке вещи. Существуют вполне конкретные требования к бланкам, которые определяются Правилами бытового обслуживания населения. А также к информации, которая содержится в договоре об оказании услуги либо в документе, подтверждающем этот договор. Кстати говоря, образцы квитанций должны находиться в "Уголке потребителя" в химчистке. Итак:
   - Договор должен быть оформлен в письменной форме в двух экземплярах.
   - В нем должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия и его юридический адрес; для индивидуального предпринимателя - ФИО и сведения о госрегистрации.
   - Вид и цена услуги.
   - Точное описание материалов вещи.
   - Отметка об оплате - полная стоимость или внесение аванса.
   - Дата приема и исполнения заказа.
   - Цена вещи.
   Кроме этого, там должны стоять подписи приемщика и ваша собственная. Идеально, если будет штамп предприятия. И не забудьте, что в случае заполнения бланков через копирку, на руки вы должны получить оригинал.

   Настя Перова   
АиФ
[an error occurred while processing this directive]
Иркутские вести
"Амнистия" для нерастаможенных авто
Два конкурса на одну тему
Экономика
Особый контроль за зарплатой
Россияне лишились целого ряда льгот
Захват оказался незаконным
Люди
"Рождество для маленьких бродяг"
Был такой случай
Женщина за рулем
Государство
Платить или не платить
Происшествия
Украли алюминий
Украли наркотики
Нападения на жилища граждан
Праздники
Игрушечные страдания
Награды
"Аиф" награждает
Иркутские журналисты устроили себе праздник
Образование и наука
Школьные олимпиады
Культура и искусство
Виталий Венгер: "Увидел театр и полюбил город"
День за днем
Вышла в свет Красная книга Иркутского района
Запустили пилотный проект
Корреспондент "АиФ" заглянул в будущее. Что он там увидел?
Пятно... на репутации химчистки
Клиника для юридически больных
Вопрос - ответ
Телефон в селе
Детский сад дорожает
Сколько денег?


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск