|
распечатать обсудить в избранное
|
Тема номера |
Без денег счастливым всегда можно стать?
С 6 февраля в Тайшете идет бессрочная акция протеста работников образования. Вот уже почти три недели 425 человек не выходят на работу. 1312 учителей Нижнеилимского района также отказались прийти в школы до тех пор, пока не будут погашены долги по зарплате. Их поддерживают педагоги Катангского и Чунского районов, Усть-Кута и Саянска. Немудрено: долг учителям Иркутской области составляет 75 миллионов рублей - и это только по окладам. С учетом всех надбавок и отчислений во внебюджетные фонды - на обязательное медицинское и социальное страхование, в Пенсионный Фонд - он переваливает за 400 миллионов!
Ситуация патовая. Юрий Бакштановский, председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, рассказал: \"Андрей Буренин, начальник Главного финансового управления администрации Иркутской области, на встрече с учителями заявил, что деньги выделены и ушли в территории\". В свою очередь, мэры местных администраций утверждают, что ни копейки из них не видели. В частности, это заявил по телефону Николай Шрайнер, мэр Тайшета. На 1 февраля этого года основная задолженность работникам образования составила в Тайшете 11 миллионов 800 тысяч рублей. Задолженность по внебюджетным фондам - это еще 11 миллионов 440 тысяч. Таким образом, получается немалая сумма в 23 миллиона 240 тысяч рублей.
В Иркутской области 16% кадров образовательной сферы достигли пенсионного возраста. На смену им приходит лишь... 8% молодежи. Педагогическая среда стремительно стареет. Почему? Потому что учителем быть невыгодно. А с реформированием системы оплаты труда бюджетников вообще непонятно, кто будет работать в школах через несколько лет. Напомню: концепция реформирования, подготовленная Минтруда и социального развития, предусматривает с 1 октября 2003 года при расчете зарплаты отказ от единой тарифной сетки (ЕТС) и переход к отраслевым сетям оплаты труда. При этом расчетный фонд оплаты труда бюджетников планируется увеличить в среднем в 1,33 раза, на что в федеральном бюджете на 2003 год предусмотрено 10,6 млрд руб. В настоящий момент зарплата бюджетников складывается из оклада по ЕТС и всевозможных надбавок: за напряженность, вредные условия и другие. Согласно новой концепции, государство гарантирует только минимальный размер оплаты труда в 420 рублей, а выплата всех компенсаций полностью ложится на местные бюджеты. Кроме того, субъектам РФ и органам местного самоуправления будут переданы ответственность за принятие решений о размерах зарплаты и сроках ее индексации. Именно это вызвало бурное возмущение профсоюзных организаций. По словам Юрия Бакштановского, может сложиться такая ситуация, что за одну и ту же работу учитель в Чуне будет получать тысячу рублей, а учитель в Москве - в 10 раз больше. Получается территориальная дискриминация при равном труде. Поэтому работники образования категорически против реформы. Если сейчас зарплату не платят, то при реализации этой концепции платить, возможно, и будут, но размер ее рискует стать смехотворным. Все отдается в руки чиновников на местах. В общем, полное самоуправление!
Профсоюзы утверждают, что деньги есть. Где-то. Областная администрация, не без оснований говоря, что по облбюджету (в отличие от местных) в Приангарье задолженности нет, сообщает, что деньги в территории были направлены. Муниципалитеты, имидж которых - злостные должники, настаивают: денег не получали. И переваливают ответственность на областные власти. Замкнутый круг какой-то. А в это время школьники нескольких городов области уже который день сидят дома. Погрязнув в межадминистративных баталиях, власть предержащие упустили из вида, что учебный процесс может быть попросту сорван. Особенно актуально это для нынешних одиннадцатиклассников: пропуская занятия в таких объемах, они могут не закончить школу. И даже если будут выданы аттестаты, знания им уже никто не даст. Потому что все отказываются решать вопрос о компенсации пропущенных занятий. Профсоюзы снимают с себя ответственность, заявляя, что дети, конечно, имеют право на образование, но и педагоги имеют право на оплату своего труда. По мнению Бакштановского, учителя стали заложниками сложившихся межбюджетных отношений. Мэры (в частности, тот же Николай Шрайнер) полагают, что с этим вопросом к ним даже и обращаться не стоит. Словом, получилось, что у каждого \"хата с краю\". Радует хотя бы то, что 25 февраля специалисты главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области выехали в Тайшет, чтобы как-то урегулировать этот вопрос. Одно беспокоит: как бы и это не оказались \"пустые движения\"...
|
|
Максим Клинкер
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|
|
|