Россериал

№52 (399), 29 декабря 2004 года
Свежий номер Аэропорт Иркутск отмечает 50 лет присвоения статуса международного В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Транспорт

Воздушная гавань Востока


   24 ИЮНЯ 1925 года на аэростанции, как тогда называли аэродромы, "Боково" (в районе сегодняшнего Иркутского мясокомбината) приземлились шесть самолетов. Пилоты выполняли грандиозный по тому времени групповой перелет по маршруту Москва - Иркутск - Улан-Батор - Пекин. Один из самолетов пилотировал сам Михаил ГРОМОВ, впоследствии знаменитый летчик, Герой Советского Союза. Принимал самолеты Александр ПОПОВ, комендант аэростанции и первый начальник Иркутского аэропорта. (Личность по-своему примечательная. В 1915 году он поступил на краткие курсы авиационных мотористов в Петроградском политехническом институте, затем учился в Петроградской, Московской авиашколах. Совершил самостоятельный полет на знаменитой Ходынке. Осваивал высший пилотаж в Парижском аэроклубе и даже получил свидетельство Интернациональной Федерации аэронавтики с присвоением звания интернационального пилота-авиатора и нагрудный знак.) Тот день не только положил начало полетам на Восток. Он стал днем основания Иркутского аэропорта.
   ПЕРЕЛЕТ был организован Всероссийским обществом добровольного воздушного флота - "Добролет". О нем говорили как о подвиге советских летчиков, важном шаге в развитии культурных и экономических связей СССР с дружественными Монголией и Китаем.
   Путь на Ургу
   С НОЯБРЯ 1925 года пилот Валериан Боженок по заданию "Добролета" 3 месяца проводил изыскание воздушных путей от Иркутска через Байкал на Ургу (Улан-Батор), а также от Верхнеудинска (Улан-Удэ) через Селенгинск и на Ургу. Изыскания проводились в тяжелейших условиях, большую часть пути поисковики прошли пешком. На всем протяжении трассы от Иркутска до Улан-Батора через каждые 80 км были намечены запасные посадочные площадки. Но трасса оказалась не из легких: она должна была проходить не только над водной гладью Байкала, но и над высоким хребтом Хамар-Дабан с пиками до 2000 м над уровнем моря. Для самолетов той поры это было сложнейшим препятствием. Поэтому выбрали второй вариант маршрута, который проходил вдоль рек Селенга и Орхон.
   И вот в 1926 году "Добролет" принял решение открыть полеты между Бурятией и Монголией. В конце июля в шесть часов утра иркутский летчик В. Галышев на шестиместном самолете "Ю-13 Моссовет" вылетел в первый рейс по маршруту Улан-Удэ - Улан-Батор. На борту находилась авиационная комиссия в составе четырех человек и первый пассажир - корреспондент "Бурят-Монгольской правды".
   Иркутские корни корейской авиации
   В ПОСЛЕВОЕННОЕ время, когда Советский Союз активно устанавливал связи в первую очередь с социалистическими странами, в Иркутске стали открываться международные авиалинии. В конце сороковых развивалось авиационное сотрудничество с Корейской Народно-Демократической Республикой и Китайской Народной Республикой. В 1949 году соглашением между Главным управлением гражданского воздушного флота СССР и Министерством путей сообщения КНДР было создано советско-корейское акционерное общество "СОКАО". Кроме организации полетов "Аэрофлота" общество помогало готовить национальные кадры Кореи. Фактически гражданская авиация КНДР была создана усилиями специалистов "Аэрофлота", иркутянами в том числе. В 1950 году похожее общество - "СКОГА" - было создано с участием СССР и Китая. Целью его стала эксплуатация гражданских воздушных линий на территории Китая и организация воздушного сообщения между КНР, СССР и МНР.
   В связи с открытием международных воздушных авиалиний в иркутском аэропорту в 1949 году создали отделение пограничного контроля, а потом и постоянно действующий таможенный пост в Иркутске, начальником которого с 1950 года был Г.Б. Шахназаров.
   И 30 декабря 1954 г. Совет Министров СССР присвоил Иркутскому аэропорту статус международного. В Иркутске принялись формировать международный сектор аэропорта: в сменах отдела пассажирских перевозок ввели должность диспетчера-переводчика, а в состав экипажа, выполняющего международные полеты, обязательно включали двоих бортпроводников, владеющих иностранным языком. Первыми диспетчерами-переводчиками были А.Н.Тихомиров, впоследствии назначенный на должность начальника пассажирской службы аэропорта, Л.А. Артюшкова, В.И. Зюбр, Г.И. Казакова, которая более 25 лет проработала старшим диспетчером международного сектора. Рекорд долголетия работы "международником" принадлежит Л.В. Лаврентьевой, которая продолжает трудиться в этой непростой должности вот уже 46 лет.

   Именно в эти годы увеличился иркутский парк самолетов за счет новой авиационной техники, отрабатывалась подготовка наземного состава к обслуживанию международных рейсов, а летного - к полетам днем и ночью. Активно модернизировался аэропорт - была пущена в эксплуатацию реконструированная взлетно-посадочная полоса с кирпичным торцовым покрытием, установлен радиопеленгатор и введена временная упрощенная схема посадки с неоновым маяком и дальней приводной радиостанцией. В становлении международного аэропорта непосредственно участвовали начальники Восточно-Сибирского управления гражданской авиации Александр Беркутов, Григорий Дорошенко, Георгий Филановский.
   Мост Европа - Азия
   ОБСЛУЖИВАНИЕ пассажиров и внутренних, и международных линий тоже пошло в гору. Для доставки пассажиров и экипажей из аэропорта в город аэропорту выделили сначала "виллис", а затем автобус. Была введена новая гостиница на 100 мест, закончено строительство асфальтированной дороги от центра города до аэровокзала, налажено по расписанию движение автобусов в город. В аэропорту появились справочное бюро, карантинно-охранный пункт. В пассажирские самолеты стали доставлять кипяченую воду, свежие газеты, журналы. Бортпитание появилось только в 1952 году и только на самолетах международных линий. Само собой, встал вопрос и о благоустройстве аэропортовой территории - скверы и площади, прилегающие к аэровокзалу, озеленили, отремонтировали фасад и даже соорудили два фонтана.
   В августе 1956 года была построена новая бетонная взлетно-посадочная полоса. На трассах, в том числе и международных, начали эксплуатироваться самолеты "ТУ-104", а позднее "ТУ-154", "ИЛ-62". Новая техника оказалась как нельзя кстати - еще в конце 1954 года в Пекине было заключено новое соглашение между Главным управлением гражданского воздушного флота СССР и управлением ГВФ КНР об условиях воздушных перевозок на линии Москва - Пекин. На этой линии наряду с полетами советских самолетов разрешались полеты самолетов Китая. Но только на участках Иркутск - Улан-Батор - Пекин и Чита - Пекин. В 1955 году наши дипломаты заключили договор о воздушном сообщении с Корейской Народно-Демократической Республикой. Регулярные рейсы появились между Москвой, Иркутском и Пхеньяном. Годом позже было заключено межправительственное соглашение о воздушном сообщении между СССР и МНР. В Иркутском аэропорту появились представительства Главного управления гражданской авиации Китая и Управления воздушных сообщений Монголии. Техобслуживание воздушные суда наших партнеров проходили в ЛЭРМ аэропорта "Иркутск", здесь же штудировали производственную практику авиационно-технические специалисты из дружественных стран.
   К началу 80-х Иркутский аэропорт был признан крупным международным авиаузлом - рос поток иностранных туристов из стран Юго-Восточной Азии на озеро Байкал (а позднее на Братскую ГЭС), в Улан-Батор, Пекин, Ташкент, Москву, страны Европы. Перевозки пассажиров через аэропорт "Иркутск" по линии "Интуриста" постепенно увеличились с 40 тысяч человек в 1966 году до 140 тысяч в 1982 году. Иркутский аэропорт вошел в пятерку международных аэропортов страны наряду с Москвой, Ленинградом, Киевом, Ташкентом.
   Перестройка в головах
   ПЕРЕСТРОЙКА ознаменовала новый этап в жизни аэропорта. 5 января 1991 года авиапредприятие отправило делегацию для установления деловых контактов с Северной авиакомпанией КНР. И уже 16 января в Иркутском аэропорту совершил посадку авиалайнер "М-82" Северной авиакомпании Китая из Шеньяна. Тот рейс был еще чартерным, но уже в июле работники международного сектора аэропорта оформили пассажиров первого регулярного международного рейса Иркутск - Шеньян. В июне того же года состоялся регулярный рейс Иркутск - Ниигата (Япония), а в центральном холле международного аэровокзала появилось расписание воздушных судов на иностранном языке.
   В октябре 1994 года иркутский аэродром получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета на соответствие сертификационным требованиям. Аэродром был признан пригодным для обслуживания международных полетов современного уровня.
   С 2001 года администрация аэропорта тесно взаимодействует с туристическими компаниями, которые пользуются услугами предприятия по отправке пассажиров за рубеж. Администрация аэропорта во главе с генеральным директором Алексеем Куликовым прилагает огромные усилия для увеличения пассажирооборота через Иркутский аэропорт. Результатом совместных действий стало постепенное увеличение количества международных перевозок в аэропорту. В 2001 г. аэропорт обслужил 37,5 тыс. пассажиров международных рейсов. В 2004 - почти 90 тысяч пассажиров. А в советское время по линии "Интуриста" через Иркутский аэропорт проезжало более 140 тысяч человек в год. К этому предприятие стремится сегодня.
   В 2002-2003 гг. аэропорт "Иркутск" получил статус запасного аэродрома для самолетов "Б-777" японских и корейских авиакомпаний, выполняющих рейсы через Северный полюс в Америку и Европу. В ноябре заключен договор о сотрудничестве с международным аэропортом Улан-Батора, подписан протокол намерений с авиакомпанией "МИАТ" (МНР) по использованию аэродрома "Иркутск" запасным для самолетов "Б-767", "Б-777", "А-310".

   Сегодня, завтра, в перспективе...
   КРЕПНУТ и развиваются связи Иркутского аэропорта с зарубежными и, в первую очередь, с сопредельными странами. Недавно в интервью корреспонденту областной газеты консул генерального консульства Монголии в Иркутске Самдан Банзрагч сказал: "Что касается сотрудничества с Иркутской областью, то ваш регион и аэропорт во взаимоотношениях с Россией имеют для Монголии особое значение..."
   В настоящее время в аэропорту "Иркутск" обслуживают современные самолеты: "ТУ-154", "ИЛ-18", "Ил-86", "ТУ-204", "ТУ-214", "Б-737", "Б-767", "А-310". Регулярные международные рейсы выполняются в Тяньцзинь, Шеньян, Далянь, Улан-Батор, Сеул, Ниигату, Баку, Ташкент, Душанбе, чартеры - в Анталию, Барселону, Ханой, Бангкок, Утопау и др. А потому необходимо ежедневно, ежечасно поддерживать соответствующий уровень обслуживания пассажиров, достойный статуса международного аэропорта. В октябре 2003 года сдан в эксплуатацию удлиненный участок взлетно-посадочной полосы с новым светосигнальным оборудованием, а в июле 2004 года аэродром получил сертификат на допуск к международным полетам и посадке по минимуму первой категории ИКАО (международная организация гражданской авиации) всем категориям воздушных судов с обоими курсами посадки. В последние годы была внедрена автоматизированная система регистрации, позволяющая минимизировать время оформления пассажиров, приобретены усовершенствованные трапы. Это позволяет принимать все без исключения воздушные суда. Инженерно-техническая служба предприятия имеет допуски к обслуживанию всех типов современных воздушных судов.
   В следующем 2005 году предстоит строительство еще одного участка взлетно-посадочной полосы. В перспективе - реконструкция международного терминала, что позволит значительно увеличить его пропускную способность, приобретение и установка оборудования для обработки и комплектации багажа, изменение технологии обслуживания прибывающих пассажиров, значительная модернизация и реконструкция аэровокзального комплекса, привлечение к сотрудничеству зарубежных авиакомпаний. Администрация и профсоюзный комитет предприятия делают все возможное для улучшения условий труда, социального и медицинского обеспечения каждого работника. За достижения в организации социальной защиты в 2002 году коллектив ФГУП "Аэропорт Иркутск" награжден Почетной грамотой Правительства Российской Федерации во Всероссийском конкурсе "Российская организация социальной эффективности".
   Хочется верить, что все задуманное сбудется. Генеральный директор ФГУП "Аэропорт Иркутск" Алексей Куликов вселил в людей уверенность в перспективе развития аэропорта на годы вперед, и коллектив ему полностью доверяет. А это для руководителя сегодняшнего дня, наверное, самое важное.
   
   

   Анатолий Фатин    
АиФ
[an error occurred while processing this directive]
Тема номера
Талисман 2005 года - в Иркутске
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Поздравляем!
Поздравляем!
Регион
Подробности
Точка зрения
ЖКХ
Коммунальные услуги подорожали
Общество
Дворец заморозят
Шутить с петардами не стоит
Что было
Что было
Цифра номера
Цифра номера
Персона
Первую награду Станиславу Куракину вручал Буденный
Акция
Традиции меценатства в Приангарье по-прежнему живы
С наступающим!
"АиФ" приносит Новый год
Транспорт
Аэропорт Иркутск отмечает 50 лет присвоения статуса международного
Отдых и развлечения
Метр елки - 100 рублей, после Нового года - даром
Съесть гранат, выпить муравьиной водки - и в казино
Суперавтогонка пройдет через Иркутск
Чудо-птиц разводят в Куйтуне


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск