|
распечатать обсудить в избранное
|
Тема номера |
Кодекс разнесли в щепки
ПОЖАЛУЙ, регионы давно не сопротивлялись законодательным инициативам правительства так яростно, как на последнем заседании Совета Федерации, где обсуждался проект нового Лесного кодекса. В обсуждении принимали участие собственно СФ, Совет законодателей, в который входят главы всех 89 региональных парламентов, а также представители тех министерств, которые имеют отношение к реформам в лесной отрасли. Проект, который так разочаровал лесопромышленников и играючи был одобрен правительством в середине марта, сенаторы и главы региональных парламентов разнесли в щепки. Главным образом, из-за пункта, разрешающего передавать леса в частную собственность.
Иметь или не иметь?
СМИ, освещавшие это противостояние, по-разному комментировали упорство лесопромышленников, однако практически все отметили, что сторонники приватизации лесов остались в явном меньшинстве. (Напомним, по новому кодексу основной формой пользования участков должна стать долгосрочная - до 99 лет - аренда, арендовать лес можно будет лишь на открытом аукционе, а право собственности наступает только после 15 лет безупречного пользования, в которое авторы кодекса намерены включить и обязательства по охране и восстановлению леса.) Пылкие заверения замминистра экономического развития и торговли Мухамеда Циканова, что "другого способа повышения качества хозяйствования в лесу, чем введение частной собственности, быть не может", не нашли отклика ни у законодателей, ни у лесопромышленников. Спикер Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин, представлявший интересы Приангарья, заявил: "Частная собственность - не единственный путь решения экономических проблем, надо привести в действие и другие механизмы". Эту точку зрения поддержали другие законодатели и Мирон Тацюн, президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, который сказал, что частная собственность на лес - отнюдь не обязательное условие эффективности лесной отрасли. В той же Канаде 90% лесов - государственные, но лесная отрасль работает не в пример эффективнее нашей. Зато идея возложить ведение лесного хозяйства на плечи долгосрочных арендаторов, по его мнению, нанесет удар крупным компаниям - главным поставщикам российского леса. Это потребует от них огромных затрат, которые сведут на нет всю полученную прибыль. Такую мысль развил замминистра природных ресурсов Юрий Шуваев, заметивший, что лесопромышленникам Сибири и Дальнего Востока приходится тратить значительные средства, чтобы вывезти продукцию. И если расходы их увеличить, это может привести к снижению лесозаготовок. При этом пострадает и бюджет: он получит меньше налогов.
Кодекс еще "укротят"?
СОВЕРШЕННО неожиданно и для авторов кодекса, и для законодателей, и для прессы сторону регионов принял Сергей Миронов, спикер Совета Федерации, заявивший, что СФ проголосует против предложенного документа, если из него не будет изъято положение о введении частной собственности на лес. Что касается других замечаний по кодексу, относящихся к распределению полномочий между центром и регионами (явно не в пользу последних) и участков на аукционах, они также вызвали немалые споры. Замечания Геннадия Истомина, что попытка отобрать распределительные и регулирующие функции у региональных властей необоснованна, нашли поддержку у представителей других территорий. Поддержали нашего спикера и в высказывании относительно того, что из нового кодекса не ясно, будут ли защищены права многолетних арендаторов. (Их право пользования участком в случае введения в действие Лесного кодекса может просто аннулироваться, и участок придется "завоевывать" обратно - уже на аукционе. А на аукционе, как известно, прав тот, у кого больше денег, и совсем необязательно этим кем-то окажется прежний пользователь, благоустраивающий свой участок не один год.) Проект законодателей рекомендовал правительству доработать Лесной кодекс, сохранив преимущество за госсобственностью на лесной фонд и выработав критерии разделения собственности на лес (федеральная, региональная, муниципальная). Однако МЭРТ дало понять, что на уступки регионам не пойдет. Не исключено, что работа по "укрощению" кодекса еще впереди.
|
|
Андрей Тоцкий
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|
|
|