Россериал

№14 (1223), 7 апреля 2004 года
Свежий номер Обучение на САФе раздвигает географические границы Архив
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Образование

Поступить в Гарвард? Легко!


   НО НА САМОМ деле - сложно. У выпускника Сибирско-американского факультета 1997 года, ныне заместителя директора ОАО "Иркутскэнерго" по развитию и информационным технологиям Андрея БОЛЬШАКОВА это получилось с первого раза.
   - АНДРЕЙ Леонидович, как вы дошли до мысли такой - поступать в самую престижную бизнес-школу?
   - После окончания САФа работу я нашел не так уж легко. Тогда о сафовцах еще мало что знали, 1997 год - всего второй выпуск, наши предшественники не успели проявить себя в деле. Да, были амбициозные планы, была вера в собственный успех, но реализовать они еще это не успели. Это сейчас на выпускников факультета конкурс среди работодателей, а тогда у меня было не так уж много предложений. Словом, через полгода после окончания я стал заместителем генерального директора небольшой консультационной компании. И пробыл на этом месте три года. За это время понял, что у меня есть выбор: или оставаться большим человеком в маленькой компании, или стать большим в большой. У организации, в которой я работал, перспектив особых не было. Малый бизнес - этим все сказано.
   Можно было устроиться в крупную фирму и начинать карьеру с нуля. Но сколько времени займет этот путь наверх? Был и второй вариант - получить дополнительное образование, стать профессиональным управленцем более высокого уровня. В это время мои друзья-однокурсники как раз загорелись такой идеей. И вовлекли меня. Мы пытались поступить в разные бизнес-школы, узнавали условия приема. В результате я оказался в Гарварде, мои друзья во Франции.
   - Экзамены в Гарвард - что это такое?
   - Это два теста (один - языковой, другой - на аналитические способности), три рекомендации, резюме и шесть сочинений из 300 слов на такие примерно темы: "Мое самое большое достижение в жизни" или "Моя главная цель". Все это, разумеется, на английском. Очень важным было и наличие у меня полноценного американского диплома о высшем образовании, который получают на САФе наравне с российским. Без него, наверное, шансов на поступление было бы очень мало. Еще одно препятствие - образование там платное. Но половину мне оплатил университет, как выходцу из далекой Сибири, а на другую половину я взял кредит под небольшие проценты, который выплачиваю до сих пор.
   - А сам процесс обучения насколько сильно отличается от нашего?
   - Отличается принципиально. Лекции занимают, может быть, пять процентов от всего времени. Гарвардская школа известна во всем мире своим так называемым кейс-методом. Весь процесс построен на том, что в классе студенты общаются друг с другом на базе кейсов, то есть материалов, которые им раздаются заранее. Кейс представляет собой 10-20 листов печатного текста плюс столько же таблиц. В них описывается реальная ситуация в реальной компании. Студенты их детально изучают, думают, а какое бы решение они приняли, делают финансовый, экономический анализ. В классе обсуждают все варианты, в итоге приходят к какому-то конструктивному выводу. Иногда, правда, не приходят.
   - Андрей Леонидович, а вы не ощущали там себя "белой вороной", эдаким мальчиком с Крайнего Севера?
   - Если честно, то первое время ощущал. Ко мне относились, как к представителю экзотической Сибири, то есть настороженно - не знали, чего от меня ждать. Но когда увидели, что я такой же человек, как они, что знаю предмет не хуже своих зарубежных одноклассников, что могу решать самые сложные задачи, хотя приехал из Иркутска, а не из Лондона или Нью-Йорка, быть лидером, наконец, то начали общаться со мной на равных. Я благодарен САФу, во-первых, за базовое образование, поэтому сам предмет обсуждения мне был понятен, терминами я владел. Во-вторых, за языковую подготовку. Владение английским должно быть не просто на бытовом уровне. Нужны хорошие навыки устного общения, нужно хорошо, четко думать на языке и излагать свои мысли.
   - Кстати, в первые годы существования САФа многие скептики утверждали, что нам, дескать, ни к чему знание законов американской экономики, что с российской действительностью они никак не связаны...
   - В начале 90-х образование на САФе было ориентировано на перспективу. Тогда действительно между нашей экономикой и западной лежала пропасть. Рыночные отношения только зарождались. Сегодня сама наша экономика ушла вперед: появились сложные рыночные отношения, международная конкуренция. Так что сафовское образование все более приближается к современным реалиям. Конечно, различия есть, но движемся мы в одном направлении.
   - И как сложилась ваша карьера после Гарварда?
   - Дело в том, что в свое время, поступив в бизнес-школу и имея четыре месяца до начала занятий, я устроился на работу в Москве в международную корпорацию "МакКинзи" младшим аналитиком. Потом, во время учебы в Америке, мне опыт работы в такой крупной зарубежной компании очень помог. В 2002 году, вернувшись в Москву после учебы, я опять устроился в "МакКинзи", но уже в должности консультанта. Но вскоре я понял, что работа консультанта - не для меня. Просто делать анализ и давать кому-то умные советы было уже неинтересно. Хотелось самому участвовать в реализации этих решений, нести ответственность за их воплощение. Поэтому принять решение о возвращении в Иркутск было и просто, и сложно одновременно. Конечно, это город, где я свой, где друзья, родственники. С другой стороны, существует стереотип, что все более-менее успешные люди рано или поздно уезжают в Москву, а потом, может быть, и еще дальше. Но мне предложили хорошую работу, и я согласился. Что я понимаю под хорошей работой? Это работа, где интересно, есть возможность принятия самостоятельных решений, нести за них ответственность, то есть применять на практике теоретические навыки профессионального управленца. Сегодня я отвечаю за организацию многих предприятий в нашей структуре. И хотя напрямую они мне не подчинены, но повышение эффективности их работы, а значит, и эффективность всей системы "Иркутскэнерго", зависит в том числе и от меня.
   - Андрей Леонидович, предполагали ли вы такой зигзаг судьбы, когда только поступили на Сибирско-американский факультет?
   - Нет, конечно. Я поступил на САФ в 1992 году, это был всего второй набор. В стране тогда происходили глобальные перемены, значение их осознать мне, вчерашнему школьнику, было трудно. Но явные их признаки как-то воодушевляли. Так, например, после тотального дефицита всех товаров (талоны еще существовали практически на все) на прилавках стали появляться дефицитные товары, страшно интриговало модное слово "менеджмент" - что оно означало, я объяснить не мог, но понимал на каком-то глубоко интуитивном уровне. Абсолютно не верилось, что смогу когда-то управлять людьми, принимать какие-то решения, но раз люди говорят, что это возможно, - почему бы не попробовать? Очень важно, что я поступил именно на второй набор. Собралась группа амбициозных ребят, непуганых, необстрелянных, которые ничего не боялись, хотели много чего добиться. Сами себя заводили, помогали друг другу, хотели учиться - и не потому, что заставляют, и не из-за родителей, а потому что были убеждены: нам это пригодится, и не просто для дипломов, а для будущего дела. Где-то к третьему курсу появилась вера в собственный успех. А обучение именно на Сибирско-американском факультете раздвигает границы, в том числе и географические.
   - А как вы считаете, что же все-таки самым главным для вас было на САФе - международное базовое образование, владение английским в совершенстве, американский диплом, наконец?
   - И первое, и второе, и третье, конечно, очень важно. Но самое главное - это мои друзья, которых я приобрел за годы учебы на факультете. Это - на всю жизнь.
   
   

    Ольга Радченко    
АиФ
[an error occurred while processing this directive]
Тема номера
Здравствуй, швабра!
Счастливчики определены
Вопрос - ответ
Жизнь по минимуму
Что тормозит ипотеку
Неужели продукты дешевеют?
Новое в техническом паспорте
Зачем нужен Единый государственный реестр?
Политика
Наши в Думе
Экономика
Проект
Иркутские вести
Что было
Воды потеплеют, живность вымрет?
Озеро хотят поделить
Зеленая политика
В небо не пальцем
Происшествия
Был такой случай
Люди
Нелегкое дело - украсить тело
Замужем не для посторонних
Тюремный брак
Здоровье и медицина
SARS не проскочит?
Последней должна умирать надежда, а не пациент
Вкусно и полезно
Монахи-целители?
Для милых дам
Культура и искусство
Возвращение русского кино
Спорт
Путин + лыжи = Зимниада?


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск