Старинные обычаи на новый лад
\"Будут мешок отнимать, бросай и беги\", - такими словами напутствовали меня дома, когда я собирался колядовать.
Старинный обычай славить Христа и собирать с населения дары, поэтически воспетый Гоголем в повести \"Ночь пред Рождеством\", давно не давал мне покоя. В этом году мы с другом решили-таки побывать в шкуре ряженых. Наряд выбрали немудрящий: нацепили маски скоморохов. Правда, китайцы, сделавшие их, имели весьма смутное представление о том, как выглядят представители древней русской профессии, поэтому маски напоминали лица людей, неделю пребывавших в запое. И для пущей красоты мы намотали на себя всю мишуру, какую нашли дома. Образ завершили два красных колпака, расшитых серебряными звездами, и такой же мешок.
Для разминки (и по традиции) пошли к соседям. Тетя Маша, живущая снизу, едва глянув в глазок, закричала, что немедленно позвонит в милицию. Мы бросились бежать, потому что в таком виде сдаваться нашим правоохранительным органам нельзя - как минимум, хулиганство \"пришьют\", а может, и терроризм. Этажом ниже перевели дух, позвонили дяде Васе и, не дожидаясь, пока он откроет дверь, весело завопили: \"Пришла коляда накануне Рождества. Дайте коровку, масляну головку!\" Сосед, сохраняя ледяное посленовогоднее спокойствие, вынес банку пива, которую я бережно положил в мешок. С почином!
Выйдя из подъезда и столкнувшись с веселой компанией, мы снова запели. Кстати, слова учили, пустив воду в ванной, заранее скачав из Интернета целый ворох колядок. Мелодий, естественно, не знали, подбирали на свой вкус и слух, и поэтому нас заносило то в русские народные напевы, то в советский рок-н-ролл. Говоря откровенно, будь я прохожим, дал бы нам денег только за то, чтобы не пели. Но в автобусе народ воспринял наше появление с оптимизмом, а кондуктор даже не взял платы за проезд.
Высадились в центре. Рассудив, что в магазине есть много вкусного, чего нам могут подарить, мы попытались попасть туда. Вход преградил охранник, явно незнакомый с фольклором. \"Че прете? - спросил он, тыча в тощий мешок. - Какие колядки-молядки, у нас они не продаются!\" И вытолкал взашей. Хорошо было в древней Руси, когда колядки воспринимались как обычные атрибуты главного христианского праздника. Тогда по дворам ходили целые компании ряженых, водили с собой медведей и коз, а мешки набивались доверху и холстами, и едой. \"Коляда, коляда! А бывает коляда накануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла!\" - стуча зубами, ныли мы, стоя на перекрестке улиц Ленина и Горького. Я периодически встряхивал мешок по направлению к прохожим. Те в основном шарахались. Но один суровый мужик сказал, чтобы мы шли работать, а не попрошайничали. Мы пошли.
На главной горке Иркутска, что в сквере Кирова, было ни в пример оживленнее. Взрослый нетрезвый народ веселился изо всех сил. Мы расположились у елки и начали колядовать. Наш дикий вид привлек большое количество зрителей. Но знакомство с классическими колядками их не вдохновило. Со всех сторон посыпались заявки: \"Лучше \"Гоп-стоп\" спойте! А слабо \"Ой мороз, мороз\"?\" Нам было не слабо! Правда, заваливать нас дарами никто не торопился. Заглянув в очередной раз в мешок, я обнаружил в нем большую ледышку, завернутую в обрывок цветной бумаги, пустую пачку из-под сигарет, одну ириску \"Смерть зубам\" (как пошутил мой напарник), крохотную хлопушку, пластиковый стакан, вкусно пахнущий спиртным. Пришлось с горя доставать дядивасино пиво...
...А потом у меня отняли колпак и мешок. Я не сопротивлялся, как и велели дома, потому что помнил: сейчас криминогенная обстановка в России такая, что Гоголю и не снилась.
|
|