Россериал

№6 (455), 8 февраля 2006 года
Свежий номер Любой договор обязательного автострахования заключается на год В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Авто

ОСАГО: есть вопрос!


   К ОСАГО водители уже привыкли, но вопросы все равно остаются. На прямой линии "Аргументов и фактов в Восточной Сибири" представители Управления компании "Росгосстрах" по Иркутской области: Виктор НАЙМУШИН, главный специалист по автострахованию, Андрей ПОНОМАРЕНКО, начальник отдела маркетинговых коммуникаций, Евгений МИХАЛЬЧЕНКО, ведущий юрист, - отвечали на вопросы наших читателей.
   - Почему до сих пор не введены полисы выходного дня?
   Этот вопрос давно обсуждается в обществе, рассматривали его недавно и в Государственной думе. Но в итоге и Дума, и Правительство закрыли этот вопрос и не собираются возвращаться к нему в ближайшее время. Полисы выходного дня вводиться не будут. Основным аргументом против их введения стала низкая законопослушность россиян: люди, понятное дело, будут пользоваться транспортом не только в выходные дни, заплатив за страховку минимальную сумму. Даже сейчас мы видим, что достаточно большое количество владельцев не продлевают договор страхования своевременно, приурочивая это к техосмотрам, регистрации-перерегистрации транспортных средств в ГАИ или другим обязательным мероприятиям, когда без полиса ОСАГО не обойтись. А до этого, что называется, "пока не прижмет", ездят с просроченными страховками. Так что отклонение Госдумой в конце прошлого года поправок в закон о полисах выходного дня - вполне закономерно. Зато была принята поправка, касающаяся страхования транзитных автомобилей, - для их владельцев появились некоторые послабления. Теперь можно застраховать машину на двадцать дней, а не на месяц или два, как ранее, - срок вполне достаточный для перегона и соответственно за меньшую сумму.

    Евгений МИХАЛЬЧЕНКО
   
   
   
   - Слышал, что если договор страхования просрочен, то в течение первого месяца по истечении его срока он еще считается действующим и за его отсутствие штрафовать не положено. Правда ли это?
   Вообще договор действует в течение года, при условии, что он не содержит ограничивающих условий, таких как период эксплуатации транспортного средства, например. Но даже если период этот равен полугоду, договор все равно считается действительным весь год. Если же никаких ограничений нет, то после окончания года страхователю предоставляется льготный месяц, чтобы пролонгировать договор - если страхователь письменно не уведомил страховщика о намерении его расторгнуть. И только после истечения этого месяца договор считается расторгнутым. Правда, в течение льготного месяца Вас вполне могут оштрафовать за непродление договора - и это будет законно. Но если Вы в течение этого времени попадете в аварию, страховая компания возместит причиненный Вами ущерб, если только Вы все-таки продлите договор.
   
   - По правилам деньги по страховке нужно получать не в своей компании, а в компании виновника ДТП. А если он застрахован в другом городе?
   В нашей компании существует сеть урегулирования убытков - не только на территории Иркутской области, но и всей страны, то есть в этом случае никаких проблем не возникает. А вообще бытует практика представительства. Организации-посредники берут на себя обязательства по сбору всех документов, взаимодействию с иногородней компанией-страховщиком. Естественно, все это на платной основе, и потраченные деньги никоим образом компенсированы не будут. Альтернатива одна - самостоятельное общение со страховщиком, возможно, при помощи почтовой переписки, и Вы понимаете, насколько это может растянуться. В качестве рекомендации хочется добавить: у людей сейчас большой выбор компаний, которые занимаются автогражданкой, и одним из главных критериев выбора между ними должно быть наличие сети филиалов во многих городах. Такая компания может пользоваться какими-то своими каналами, отработанными связями, и тогда выходить на деньги бывает гораздо проще.

    Виктор НАЙМУШИН
   
   
   
   
   
   - Когда страховая компания затягивает выплаты, где можно отыскать управу на нее?
   Есть официальные службы, например, Федеральная служба страхового надзора (ближайшее представительство находится в Красноярске). Также есть РСА - Российский союз автостраховщиков (представительство в Новосибирске). Можно обратиться туда. И наконец, никто не отменял суда - на страховую компанию всегда можно подать иск.
   - Если у компании отозвана лицензия, а ее клиент попал в ДТП, кто будет осуществлять страховые выплаты?
   Выплаты за клиентов компаний, чьи лицензии отозваны, осуществляет Российский союз автостраховщиков. К сожалению, эта процедура пока что не очень отработана, но тем не менее закон сказал свое слово. Лицензии отзывали и в прошлом году, и в этом, в том числе и за отсутствие страхового резерва. То есть эти компании собирали деньги со своих клиентов, не думая о том, чем они будут производить выплаты в случаях наступления ответственности. Сейчас восемь крупных российских страховщиков заключили с РСА договоры об обслуживании клиентов исчезнувших компаний. Таким людям можно обращаться к нам в Росгосстрах (или в любую другую компанию из этой "большой восьмерки") - здесь оценят ущерб, соберут все необходимые документы и отправят в РСА. Из фонда РСА (в который каждый страховщик, занимающийся ОСАГО, производит специальные периодические отчисления) и производится страховая выплата. К сожалению, закон ничего не говорит о сроках выплат, так что, вполне вероятно, дело может и затянуться.

    Андрей ПОНОМАРЕНКО
   
   
   
   
   - Почему страховые компании не предоставляют сезонного страхования (весна-осень, например, - дачный период) хотя бы для пенсионеров?
   Причина та же, что и с полисами выходного дня. А вообще в договоре (который в любом случае заключается на год) ведь может быть указан иной период эксплуатации - от полугода. Если период равен шести месяцам, то Вам придется уплатить 0,7 от годового страхового тарифа, за семь месяцев - 0,8, за восемь - 0,9, за девять месяцев и больше - как за год. И даже если этот период закончился, а человек выехал из гаража и попал в аварию - компания проведет выплату (конечно, если это произошло в течение года действия договора). Правда, выплаченную сумму в полном объеме взыщет со страхователя - за существенное нарушение договора.
   - Можно ли сменить одну компанию-страховщика на другую, не теряя при этом скидку за безаварийное вождение - коэффициент "бонус-малус"?
   При переходе из одной компании в другую Вам необходимо предъявить новому страховщику справку от старого (о том, что вы аккуратный водитель и ни разу не попадали в ДТП) - и скидка сохранится. Правда, большинство компаний в погоне за клиентом сегодня такой справки не требуют и верят на слово, безропотно предоставляя скидки за аккуратное вождение. Так что, получается, "бонус" работает, "малус" - нет. На самом деле нам необходима единая информационная база. Работа в этом направлении ведется, и со временем у каждого водителя появится своя страховая история. Правда, некоторые крупные компании (и Росгосстрах в том числе) сейчас пришли к соглашению о создании собственной базы, и скоро она появится в Иркутской области.
   - Когда водитель попадает в аварию, он должен самостоятельно заполнить все документы. Но он в этот момент находится в шоковом состоянии и может изрядно напутать в их оформлении. Почему нельзя вызвать на место происшествия страхового агента?
   Представителя страховщика - будь то страховой агент или иное лицо - на место ДТП вызвать, конечно же, можно. Не факт только, что он туда явится. В рамках этой проблемы в компании Росгосстрах разработан (и находится сейчас в стадии утверждения) проект о создании внутренней структуры аварийных комиссаров. Вообще-то, аварийные комиссары, то есть организации-посредники между страховщиком и страхователем, сегодня существуют в Иркутске. Их цель - исключить участие страхователя в процессе компенсации нанесенного им ущерба, то есть заполнить и собрать все необходимые документы, сделать фотографии и т.д. и т.п. Но за эти услуги, естественно, взимается плата, которую потом никто не компенсирует. Мы же намерены создать собственную подобную структуру для своих клиентов - бесплатную. Для начала наши аварийные комиссары будут работать в Иркутске, Шелехове, Листвянке и, возможно, в Ангарске и Усолье-Сибирском.
   - Почему страховые компании страхуют не водителя, а машину? То есть, если одному человеку принадлежит два автомобиля, почему ему приходится страховать автогражданскую ответственность дважды?
   В силу прямого указания Гражданского кодекса, автомобиль относится к числу источников повышенной опасности. Ответственность за компенсацию вреда, причиненного этим источником, несет его владелец, и данная ответственность должна быть застрахована. К тому же на каждый конкретный автомобиль рассчитывается свой тариф, зависящий от мощности двигателя, места регистрации машины и других моментов. Объединить данные по двум разным автомобилям в один тариф не представляется возможным, и мы не можем заранее знать, на какой из своих машин человек (не дай бог!) попадет в аварию и причинит вред.
   - Я ветеран. Получил бесплатно автомобиль, а страховать его мне приходится за свои деньги. Причем деньги эти для меня немалые. Должен ли кто-то компенсировать эти затраты?
   Затраты на ОСАГО Вам компенсировать должны, но лишь на 50%. Для этого нужно взять у компании-страховщика справку об уплаченной Вами сумме и направить ее в органы соцзащиты.
   - Что делать, если виновник ДТП не застрахован?
   Вообще, сегодня такой случай - редкость. Более 90% всех используемых автомобилей застрахованы. Но если ущерб причинен незастрахованной машиной, Вам положены компенсационные выплаты за ущерб, нанесенный жизни и здоровью. Но речь идет не о любой сумме, в которую Вы оцените свой ущерб. Оплатят только конкретные затраты на лечение или похороны - и не больше 160 тысяч рублей, это "потолок". А за разбитую машину и вовсе ничего не заплатят - тут справедливость нужно искать лишь в суде, подав иск на незастрахованного виновника ДТП.
   Полезные координаты:
   Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью
   125993, г. Москва, Миусская площадь, д.3, стр.1.
   Тел. (495) 972-79-08
   e-mail: d2400@minfin.ru
   Инспекция страхового надзора по Сибирскому федеральному округу
   630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 30.
   Тел. (383) 222-46-12, 217-74-34, 222-31-40
   e-mail: nsotdel@online.sinor.ru
   Структурное подразделение инспекции в г.Красноярске
   660077, г. Красноярск, ул.Красной Армии, 3.
   Тел. (3912) 23-13-15, 65-18-54
   e-mail: nadzorkr@yandex.ru
   Российский союз автостраховщиков (РСА)
   115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.
   Тел. (495) 771-69-44
   e-mail: rsa@autoins.ru, web-сайт: www.autoins.ru
   Представительство РСА в Сибирском федеральном округе
   630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, офис 416.
   Тел./факс (383) 227-07-95
   e-mail: rsa-sfo@mail.ru
   
   

       
АиФ


Тема номера
Чтобы изменить армию, надо изменить общество
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Вопросы губернатору
Регион
Подробности
Образование
Чистка вузов началась
Труба нужна, но строить ее надо по- человечески
Общество
Уважаю тех, кто зарабатывает своим трудом
Наш общий дом
Иркутское производственно предприятие Герваси представляет
Что в потребительское корзине?
Сам себе производитель, сам себе эксперт
Новости компании
Протяни руку помощи!
Транспорт
Региональный Альянс+ представляет
1 маршрутка в 7 секунд - это много
Любой договор обязательного автострахования заключается на год
Бизнес
Новые правила и услуги компании Сибирьтелеком
Я-молодой
Начинающему музыканту необходимы 15-20 тыс. руб.
Спорт
Лыжня Росси-2006 - семейный марафон
Конкурс
Ура! Подарки!
Случай
Мысли накануне Турина-2006


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск