Россериал

№9 (458), 1 марта 2006 года
Свежий номер Долги растут как снежный ком, но реакции сверху все нет В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Экономика

Хозяин на сене





























   Государство неохотно расстается со своей собственностью. Даже если и не знает, что с ней делать. А то и просто забывает о ней. Уничтожая своей бесхозяйственностью целые отрасли, не спешит передать их в более умелые и рачительные руки.
   В предыдущих номерах <эАиФ ВС> рассказывал про судьбу Бирюсинского гидролизного завода. Подобных примеров в области полно.
   Топливо из зерна
   Зиминский гидролизный комбинат давно обанкрочен и распродан. Часть его купило предприятие <эКедр> и готовит теперь на его оборудовании лекарства из лиственницы.
   Пока на плаву держится Тулунский гидролизный завод. Предприятие сумело, несмотря ни на что, сохранить профильное производство. Однако бюджетам всех уровней завод задолжал уже 30 млн рублей. <эНам на 80% пришлось снизить уровень производства. Гидролизный спирт покупает только железная дорога. Если Правительство не примет никаких мер в отношении гидролизных заводов, нас ожидает та же участь, что и БГЗ. Если завод закроют, то 640 человек останутся без работы>, - заявил заместитель директора ТГЗ Анатолий Лопатников.
   Правительство же пока делает все, чтобы эта отрасль тихо умерла. <эВ 2005 году на рынок России было выброшено огромное количество спирта, хранившегося в государственном резерве. На Тулунском заводе себестоимость спирта составляет около 250 рублей, а <эрезервный> спирт реализовывался в среднем по 40 рублей. Это нанесло последний удар по нашему производству>, - пожаловался Анатолий Лопатников. Не в последнюю очередь дороговизна древесного спирта обуславливается акцизами, которые государство заставляет платить гидролизные заводы.
   Одним из вариантов по выходу из кризиса для гидролизных заводов может стать перепрофилирование производства на выпуск добавки для бензинов - топливного этанола. Он широко используется в мире. Этанол в смеси с бензином обогащает топливо кислородом и обеспечивает более полное его сгорание, значит, меньше токсичных примесей попадет в атмосферу.
   Уже сегодня на Тулунском гидролизном заводе проходят испытания применения спирта в качестве добавки к моторному топливу. Этиловый спирт можно вырабатывать из любой биомассы: пшеницы и кукурузы, картофеля, сахарного тростника, древесины и травянистых отходов, органического мусора. Из зерна не только можно будет получать топливный этанол. <эВ процессе переработки зерна образуются отходы, так называемая барда, - объясняет Геннадий Нестерович, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области. - Это отличная кормовая добавка для крупного рогатого скота и свиней. К тому же можно наладить гранулированное производство барды и поставлять в другие регионы. Таким образом мы перейдем на безотходное производство>.
   Однако столица безмолвствует.
    <эМамслюда> уйдет с молотка
   ФГУП <эГорно-обогатительный комбинат <эМамслюда> вскоре выставят на аукцион - фактически все имущество и пять лицензий на добычу слюды одним лотом. Имущество - транспорт и оборудование - оценено в 15,5 млн рублей. Долги ГОКа - больше 200 млн рублей.
    <эМамслюда> - единственный в России комбинат, где производят слюду-мусковит и перерабатывают в листовые слюды - необходимое составляющее электроники. Но из-за высокой себестоимости эта продукция неконкурентоспособна. Индийская слюда значительно дешевле и у российских предприятий пользуется большим спросом. В таком случае возникает вопрос: а найдется ли покупатель?
   - Понимаете, горно-добывающая промышленность, в отличие от нефтедобычи, никогда не считалась высокорентабельной, - поясняет Юрий Борисов, исполнительный директор <эГОК <эМамслюда>. - Но при удачном исходе дел <эМамслюда> сможет закрыть потребности всего рынка слюды России, частично Китая и Казахстана.
   Государство не хочет расставаться с РЭБами
   Весьма туманным оказывается будущее Киренской и Алексеевской РЭБ.
   - Новосибирская государственная академия водного транспорта по заказу администрации Киренского района и нас, руководителей предприятий, подготовила антикризисную программу, - объяснил нам в телефонном разговоре Николай Лотарев, генеральный директор ОАО <эАлексеевская РЭБ>. - Проект, в частности, предусматривал создание на базе РЭБ дочерних ЗАО с последующим их объединением в холдинг. Таким образом предполагалось дать отсрочку платежей на 10 лет. За это время дочерние предприятия накопили бы необходимую сумму, чтобы расплатиться с долгами. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (в лице ФАУФИ Российская Федерация владеет 51% акций каждой из РЭБ. - Ред.) этот вариант не устроил. Москвичи посчитали, что через дочерние компании можно будет осуществить вывод активов, а предприятия перейдут в частные руки. Поэтому антикризисную программу отправили на доработку.
   Между тем, как рассказал Николай Лотарев, ФАУФИ не предложило ни одного варианта по выходу из кризиса. В ситуации с РЭБами агентство ведет себя как собака на сене. Продавать предприятия не торопится, поскольку они отнесены к разряду стратегических, и само ничего не предпринимает. А долги у обеих РЭБ накапливаются как снежный ком. Так, на Киренской базе задолженность по заработной плате уже достигла 38,5 млн рублей, на Алексеевской - 19,2 млн рублей. Кроме того, на директоров обеих РЭБ заведены уголовные дела как раз в связи с задолженностью. С них взяли подписку о невыезде.
   - Чтобы частично рассчитаться с трудовым коллективом, РЭБам предложили избавиться от судов, которые не эксплуатируются, - говорит Петр Неупокоев, мэр Киренского района. - Среди них два пассажирских парохода. Когда-то на них переправляли людей из Якутска в Усть-Кут. Для нас перевозки стали убыточными. А Саха-Якутия, наоборот, желает приобрести пароходы.
   Желает соседка-Якутия построить железную дорогу для круглогодичной доставки грузов. Сегодня же на долю РЭБов приходится 80-90% поставок грузов в республику.
   Кризисное состояние ремонтно-эксплуатационных баз флота и связанное с этим социальное напряжение стали главной темой очередной командировки Александра Тишанина на север Приангарья.
   26 февраля, как сообщает пресс-секретарь губернатора Сергей Марфицин, Александр Тишанин вместе с главным федеральным инспектором по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Константином Зайцевым отправился в Киренский район.
   За минувшие три года речникам Алексеевской РЭБ задолжали более 140 млн рублей - за оказанные, но неоплаченные услуги. Самым большим должником стала районная администрация, не перечислившая около 13 млн рублей. Губернатор распорядился выделить из областного бюджета эту сумму, которая должна пойти на покрытие долгов по заработной плате работникам РЭБ. Он также поручил своим сотрудникам подготовить Соглашение между РЭБ и областной администрацией, в котором прописать обязательства каждой из сторон. Институт регионального законодательства и правовой информации должен тщательно разобраться в сложившейся ситуации и предложить свои рекомендации правового характера.
   Подобный же разговор состоялся на Киренской ремонтно-эксплуатационной базе флота.
   
   

    Наталья Мустафина    
АиФ


Тема номера
Серебряная олимпиада Приангарья
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Образование
Вниманию наших читателей
Регион
Подробности
Политика
Школа самоуправления
Общество
Нацпарки вымирают
Канчели рынок не проектировал. Но проверки будут
Есть факторы, которые нельзя игнорировать при укрупнении
К апрелю разработают программу Рекреационной Байкальской природной территории
Что настоящий мужчина должен знать о подарках
Если вы смотрите женщине на грудь
Экономика
Долги растут как снежный ком, но реакции сверху все нет
Искусство
Более 600 дуэтов боролись за Кубок ИркАЗа
Зона риска
За и против
О разовых дозах не может идти речи
Липовая автогражданка
Наука
Байкал - ключ к тайнам космоса
Бизнес
У ТСЖ Молодежный появился свой супермаркет
Спорт
АиФ ВС вручал призы автоамазонкам
Троица француза
Главное - хитрость и ловкость


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск