Россериал

№32 (637), 5 августа 2009 года
Свежий номер В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Рек. на сайте
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Ситуация

Физики или лирики - кто кого?


   Известное выражение "и физик, и лирик", к сожалению, мало отражает состояние науки в Приангарье. Несмотря на то, что об иркутской науке говорят как о мощном движении, наблюдается явный перекос в её развитии - логики, естественники и технари оставили гуманитариев далеко позади.
   Управление по алгоритму
   Просматривая весь спектр научного разнообразия Приангарья, эксперты в первую очередь выделяют среди сильных школ информационную и математическую, в развитие которых свою лепту вносят как исследовательские институты, так и университеты.
   Начало научной школе динамике систем и теории управления положил в 1975 году "научный десант" из Казани, который основал Иркутский вычислительный центр Восточно-Сибирского филиала СО АН СССР, впоследствии переименованный в Институт динамики систем и теории управления СО РАН. Как рассказал директор этого научного учреждения Игорь Бычков, сейчас сотрудники института работают над рядом важных проектов. В частности, разрабатываются математические методы управления автономными необитаемыми подводными аппаратами - фактически это роботы, которые смогут проводить серьёзные исследования "в глубинах морских". Кроме того научный институт занимается разработкой комплексных систем принятия управленческих решений, востребованных органами государственной власти, в том числе и Иркутской области. Но для того, чтобы эти идеи стали реальностью, необходимо провести исследования, связанные с созданием систем поддер­жки принятия управленческих решений принципиально нового уровня. "Фактически, речь идёт о создании искусственного интеллекта", - отметил Игорь Бычков. Кстати, здесь же относительно недавно начались работы по созданию суперкомпьютера.
   Над разработкой математических моделей оптимального управления бьётся и научная школа Иркутского государственного университета. Она (школа) была создана посредством внешнего толчка - иркутский учёный Олег Васильев проходил практику на Урале, где уже действовала серьёзная математическая школа. "Заразившись" новыми идеями, учёный привёз их в столицу Восточной Сибири, где и нашёл единомышленников. Сейчас над математическими проблемами в ИГУ "ломают голову" 11 докторов наук и 40 кандидатов.
   Невостребованная фармацевтика
   Помимо этих двух крупных школ, по словам председателя президиума Иркутского научного центра СО РАН Михаила Кузьмина, практически каждый исследовательский институт центра может "похвастаться" несколькими фундаментальными научными направлениями.
   Например, в Институте химии научные работники ведут исследования соединений, которые могут быть использованы при создании медицинских препаратов. Некоторые разработки уже взяли на вооружение медики и спасатели. Например, препарат "Ацезол" используется при оказании помощи пострадавшим при пожарах. Правда, как с грустью отметил Михаил Кузьмин, многие уже созданные перспективные разработки пока остаются невостребованными, так как нет денег для проведения обязательных фармацевтических исследований.
   Кстати, в Иркутске были случаи не только зарождения химических научных школ, но и их затухания. В своё время в ИГУ работали несколько известных учёных под руководством профессора Валентины Лариной. Ими сделан ряд открытий, в том числе разработаны и противораковые препараты. Однако, как пояснил проректор по научной работе ИГУ Александр Аргучинцев, в силу разных причин эти перспективные разработки так и не претворены в жизнь.
   Байкал со всех сторон
   Безусловно, обойти своим вниманием жемчужину Сибири - озеро Байкал учёные не смогли. Основная роль в изучении этого памятника природы отводится Лимнологическому институту, который занимается исследованиями в области геологической истории озера. Хотя эту непосильную ношу институт делит с другими научными центрами, в том числе с Институтом геохимии.
   Лимнологи активно вникают в проблемы биологии священного озера - новую пищу для исследований они получили от экспедиции "Миры" на Байкале". Кстати, с озером связаны и исследования учёных Института географии, разработавших серьёзный проект по ландшафтному проектированию и зонированию. Сейчас находки иркутских учёных "пошли на экспорт", ими заинтересовались в Калининградской области и на Кавказе.
   По словам Михаила Кузьмина, Институт геохимии также занимается фундаментальными научными направлениями, связанными с исследованием глубинных и внешних оболочек земли. Кстати, важным научным направлением института является создание и производство новых материалов, в частности солнечного кремния. С этим соединением связана ещё одна идея по спасению Байкальска - организовать в городе производство солнечных батарей.
   Исследовательские направления, связанные с естествознанием, "процветают" и в других научных институтах ИНЦ. По мнению Михаила Кузьмина, часть этих направлений уже можно назвать фундаментальными научными школами, другие только имеют тенденцию стать таковыми.
   Гуманитарии за бортом
   В отличие от естественно-научных школ, в Иркутске достаточно слабо развиты гуманитарные отрасли науки, на которые наложило свой "неизгладимый" отпечаток советское наследие.
   Во-первых, как отметил Михаил Кузьмин, изначально при создании Иркутского научного центра СО РАН упор был сделан на естественные науки, что и определило дальнейшее развитие. Кроме того, как рассказал Александр Аргучинцев, ещё с прошлых времён приоритет традиционно отдавался естественникам и технарям, потому что у власти всегда был "прицел" на оборонку. Как справедливо полагали советские правители, каждое научное открытие рано или поздно может найти своё применение в военной промышленности.
   Также, как считают некоторые эксперты, определённый отпечаток на развитие гуманитарных школ наложила политизация этих наук в недавнем советском прошлом. И хотя после смены политического режима трудившиеся на этой ниве эксперты "перешли" в другие сферы науки, ожидать от них появления свежих идей вряд ли приходится. Только в тех гуманитарных науках, которые избежали тотальной идеологизации, могут появиться новые направления. Например, это филологическая школа, занимающаяся изучением традиционных сибирских диалектов, или археологическая школа, которая проводит не только раскопки, но и воссоздаёт геологический, экологический и культурный облик древней Сибири. Также из серьёзных гуманитарных школ, по мнению Александра Аргучинцева, можно назвать направление по изучению миграционных процессов в современном, трансформирующемся мире.
   Кстати, стоит отметить ещё одну, пока не слишком явную, тенденцию в развитии научных школ - более предпочтительные условия для развития сейчас складываются в системе академии наук. По словам Александра Аргучинцева, это связано с политикой финансирования научных исследований в вузах и РАН. То есть, сейчас университеты практически не могут использовать деньги, полученные за обучение, на науку. Средства на проведение исследований "добываются" только через гранты и проекты федеральных целевых программ, что ставит вузы и исследовательские институты в заведомо неравные условия. Таким образом, из ИГУ в СО РАН "перешла" научная школа, занимающаяся изучением лазерной физики.
   Интересно
   Зачем тратить на создание школы долгие годы и миллионы рублей, ещё и без гарантии успеха, не проще ли сразу купить всё "готовенькое"? Таким прин­ципом руководствуются прагматичные американцы, устраивая "охоту на мозги" по всему миру. Этой же идеей вооружились и в Белгородской области, где руководство области и государственного университета решили за пару лет совершить прорыв в науке по американской модели. Они "покупали" целые научные школы: ведущего доктора наук (для которого отстраивали коттедж), его команду - кандидатов наук (их "заманивали" трёхкомнатной квартирой), а они, в свою очередь, пригласили своих аспирантов (им обещали комнату в малосемейке). Такой расклад устраивал всех, так как учёным не чуждо ничто человеческое, и таким образом в университете появились сильные научные школы в области физики, химии и гуманитарных наук.
   
   

   Маргарита Желновакова    
АиФ


Тема номера
Проблемы Байкала. Обсуждение в открытом режиме
вопрос
Вопрос-ответ
регион
Эхо недели
Депутаты отдыхают... на работе
Квартирный вопрос северян
Спрашивали? Отвечаем!
cbnefwbz
Физики или лирики - кто кого?
gfyjhfvf
Вопрос-Ответ


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск