Россериал

№ 29 (272), 16 июля 2002 года
Свежий номер Борьба за акции продолжается Архив
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
Сибинформбюро
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Политика

Высший арбитражный суд -- не последняя инстанция


   9 июля решением Высшего арбитражного суда 15,5% акций Иркутскэнерго, принадлежащих Иркутской области, были переданы Министерству имущественных отношений. Что в этой ситуации собираются предпринять областные власти, мы спросили у Бориса ГОВОРИНА, губернатора Иркутской области.
    - Конфликт о разделе пакета акций Иркутскэнерго длится уже 10 лет. Он имеет как политические, экономические, так и социальные оттенки. Во время президентства Ельцина федеральная власть пыталась усилить роль регионов в социально-экономическом развитии страны. Ельцин неоднократно подчеркивал: берите суверенитета столько, сколько хотите. Вся ответственность за регионами. Этому предшествовали договоры разграничения полномочий, в том числе такой договор был подписан Иркутской областью, где была обозначена статья о приватизации госсобственности и о праве на эту собственность Иркутской области.
    С приходом Владимира Владимировича Путина федеральная власть изменила свое позиционирование. Он считает, что федеральная власть должна восстанавливать порядок. Регионы ушли от влияния на федеральные структуры: прокуратуру, УВД, ФСБ и другие, что сделало их безответственными. Как это ни парадоксально, они не отвечают за ситуацию в области, несмотря на то, что выполняют свою повседневную работу. Они проводят банкротства, минуя региональную власть, Министерство по налогам и сборам не охотно дает экономическую информацию. Сейчас грядут глобальные изменения в энергетической сфере - приватизация РАО ЕЭС. В ней много спорного, и я не могу выступить здесь единственным экспертом.
    Экономическая мощь Иркутской области создана на основе системы единой электрификации страны, благодаря которой у нас были созданы крупные производства. Теперь же идет процесс дезинтеграции. Мне кажется, что он поспешен. В нем много надуманного. Реформировать общество должно то, что признано неэффективным. Вы можете признать Иркутскую энергосистему неэффективной? Нет. Также мы не можем признать того, что сегодня единая энергосистема России не обеспечивает потребности народнохозяйственного комплекса. Значит, здесь кроятся совсем другие вещи: отхватить куски в пользу физических лиц, корпораций. Такова моя позиция, хотя она спорная.
    Теперь что касается Иркутскэнерго. Когда в 2000 году появился новый президент, возник вопрос: как новый лидер будет относиться к итогам приватизации, которая была явно не в интересах большинства. Владимир Путин заявил, что все предприятия, вся госсобственность, приватизированные в соответствии с действующим на тот момент законодательством, не подлежит ревизии. Иркутскэнерго, как и все предприятия, было приватизировано в соответствии с государственным документом - планом приватизации. Часть собственности энергетического комплекса отошла Иркутской области. Этот документ никто не признал ничтожным. В договоре о разграничении полномочий этот факт установлен и закреплен. Кому были переданы в соответствии с решением Высшего арбитражного суда 15,5% акций? Иркутской области, субъекту РФ, на территории которой проживает около 2,8 млн человек. Это не моя личная собственность, областной администрации или Законодательного собрания, а граждан.
    Мне непонятно, почему позиция президента, четко обозначенная, будет пересмотрена, и то только в отношении одного предприятия - Иркутскэнерго. Генеральный прокурор, видимо, посчитал, что правопорядок в стране наведен, все заказные убийства раскрыты, и решил заняться борьбой с Иркутской областью, внося свой протест. Что такое государство? Государство - это и региональная власть. Почему бездоказательно мы говорим, что федеральная власть более эффективна. Примеры, которые мы наблюдаем на территории Иркутской области, говорят об обратном. Посмотрите, как идет управление федеральными унитарными предприятиями и акционерными компаниями, чей пакет акций находится в федеральной собственности? Это Бирюсинский гидролизный завод, ГОК "Мамслюда", "Импульс".
    Мне кажется, что депутаты Госдумы абсолютно инертно подошли к этому вопросу. Я могу высказать претензии и к председателю ЗС Сергею Шишкину. Ни один представитель от ЗС не поехал на суд, хотя были заранее проинформированы. Нам предстоит провести заседание Совета безопасности, на котором необходимо обсудить все правовые, политические и социальные вопросы. Посмотреть, каким образом мы можем ответить на решение суда проведем консультации и будем выходить на федеральные органы власти, в первую очередь, на президента, чтобы уяснить свою позицию и федеральной власти. Ведь зачастую чиновники федеральных министерств и ведомств, прикрываясь именем президента, проводят собственную позицию, поэтому мы должны проинформировать президента о том, что произошло, и рассчитываем, что он проявит свою политическую мудрость, как он делал всегда. На протяжении всего этого года муссировались слухи о повышении тарифов на электро- и тепловую энергию. Говорили, что они взлетят. Я считаю тарифную политику очень важным инструментом и условием социально-экономического развития. Мы не собираемся менять тарифы до конца 2002 года, а на 2003 год договорились разработать тарифную политику, оформить и представить на суд всем заинтересованным участникам. У нас два человека входят в Совет директоров Иркутскэнерго - я подписал им рекомендации голосовать против тех предложений, которые Иркутскэнерго планирует внести по поводу тарифов в Региональную энергетическую комиссию на 2003 год. Опять же у нас пока есть единственный источник в регулировании тарифов естественных монополий - РЭК, у федерального центра и здесь есть планы уничтожения этих комиссий, с тем, чтобы регионы вообще вывести из участия в формировании тарифов. При Советах тарифы Красноярского края и Иркутской области отличались от тарифов во всем СССР. Это было связано с размещением на этих территориях энергоемких производств. Тарифы были в 3-4 раза ниже обычных. Сейчас у нас средний тариф по киловатт-часу 34 копейки. Сибирских регионах, у нас 17, а по России 54-59. Причем у Анатолия Чубайса в планах привести все тарифы к единой цифре. Он не совсем, видимо, разобрался в этих вопросах. Здесь ведь есть, во-первых, политическая компонента - впереди реформирование, и надо жирный кусок прихватить - Иркутскую область. Во-вторых - экономическая, резко взвинтятся тарифы, что ударит по населению и производству. В-третьих - социальная: мы содержим огромную социальную сферу, которая после приватизации была передана органам местного самоуправления. Она требует расходов - при увеличении тарифов увеличатся расходы на содержание "социалки".
    Сергей Шишкин, председатель Законодательного собрания Иркутской области, так прокомментировал эту ситуацию:
    - Я действительно знал о том, что состоится суд, мною были даны поручения подготовить всю правовую базу по этому вопросу и командировать двух человек на защиту пакета от Законодательного собрания. Ирина Ощипок и Ирина Погребинская до суда прорабатывали все юридические тонкости вместе с Сергеем Босхоловым, заместителем главы администрации Иркутской области, и юридической фирмой "Легес", представляющей интересы Иркутскэнерго. Как мне уже потом рассказали Ощипок и Погребинская, в зал заседаний пригласили только представителя "Легеса", которому удалось выступить всего 5 минут. Само решение комментировать я не вправе, так как у нас его до сих пор еще нет. Это был президиум Высшего арбитражного суда, но есть еще одна более высокая инстанция - пленум. Также есть небольшая лазейка. В случае, если в тексте решения записано, что пакет передан не в федеральную собственность, а государственную, то можно будет еще побороться, если наоборот, то нет никаких перспектив.

   Зинаида Сагановская    
АиФ
[an error occurred while processing this directive]
Тема номера
Держи билет. Иди домой!
Из первых уст
Вопрос - ответ
Раз автобус, два автобус...
Щедрый дар
Политика
Остолбенеть или ограничиться?
Борьба за акции продолжается
Экономика
За удовольствия придется платить
Накануне БЭФа
Виноват мэр
Бизнес
Сотрудничество
Происшествия
Чрезвычайное происшествие
Люди
Как не стать жертвой Левшей


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск