|
распечатать обсудить в избранное
|
Люди |
Заключил договор -- получил право судиться
ОЛЬГА и Андрей стали жертвами собственной доверчивости и желания сэкономить. Затеяв устроить дома евроремонт, они обзвонили несколько иркутских строительных фирм и решили, что цены там чересчур высоки. А потому, недолго думая, наняли бригаду левшей, пообещавших п
олный ажур вполовину дешевле. Мастера взяли деньги на стройматериалы, аванс за работу и -- испарились. О заключении договора речи, разумеется, и не шло.
- И они пришли за помощью к нам, хотя в этом случае нужно обращаться в милицию и заводить дело по факту мошенничества, - поясняет Татьяна Ильина, и. о. начальника отдела по защите прав потребителей Комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска. - Да и без договора мы ничего бы не смогли сделать. Договор на оказание услуг - это тот документ, который определяет права и обязанности исполнителя работы и заказчика. На основании него мы юридически отстаиваем права наших сограждан. Поэтому заключения договора надо требовать в любом случае.
Что обязательно должно быть оговорено? Во-первых, стороны договора. То есть между кем и кем он заключен. С точки зрения закона "О защите прав потребителей", в качестве исполнителей выступают зарегистрированные в законном порядке либо индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, заказчиком же становится физическое лицо, которое заказывает и оплачивает ту или иную работу. Если исполнитель - тетя Маня, по доброте душевной согласившаяся
наклеить вам обои, то решение всех вопросов перемещается в плоскость Гражданского кодекса, и обращаться за правдой придется уже не в отдел по защите прав потребителей, а в суд. Обязательно должны быть указаны реквизиты предпринимателя или же фирмы, и на каком основании и
сполнитель действует. Если это ООО, то - на основании устава, если вы заключаете договор с каким-то должностным лицом, то должна быть доверенность от руководителя, это лицо уполномочено заключить договор. Вы, как заказчик, действуете на основании паспорта. В числе обязательных пунктов - предмет договора, по поводу чего договор, собственно говоря, заключается.
Существенный момент - срок выполнения работ. Это может быть конкретная дата, может быть период времени - но он должен быть обязательно. Именно сроки чаще всего становятся причинами для жалоб и даже судебных разбирательств. Далее, указывается цена - либо всего заказа в целом, либо расписывается стоимость каждого вида работ.
Отдельно оговаривается, из чьего материала выполняется заказ - клиента или исполнителя. На первый взгляд, пункт вовсе несущественный, однако надо помнить, что исполнитель несет отв
етственность за качество материала, который он предоставляет. Здесь же должно быть оговорено гарантийное и послегарантийное обслуживание. И ОБЯЗАТЕЛЬНО: информация об условиях эффективного правильного и безопасного использования результата работы. Иначе говоря, правила пользования, ухода и тому подобное в отношении того же навесного потолка.
В идеале договор должен составляться непосредственно в присутствии и заказчика, и исполнителя. Но, как правило, заказчику предлагают уже готовую форму, в которой ему остается только заполнить отдельные пункты. Потому стесняться не надо: законное право клиента - попросить эту форму домой, чтобы не спеша, внимательно прочитать условия, если возникнут сомнения, то и обратиться к юристу, и только потом, потребовав (при необходимости) поправок, ставить свою подпись.
По словам Татьяны Ильиной, часто в договорах содержатся условия, которые заведомо ущемляют права потребителей. Допустим за просрочку договора законом "О защите прав потребителей" предусмотрена неустойка в размере 3% от цены работы. В иркутский отдел по защите прав потребителей попадают договоры, где неустойка всего 0,01%. По закону такие мизерные ставки недействительны, и в случае реальной просрочки заказчик вправе потребовать свои 3% за каждый день нарушения сроков.
Ну а если обнаружен брак? В этом случае, объяснила Татьяна Ильина, потребитель вправе потребовать по выбору: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы, соответствующее уменьшение цены, возмещение стоимости исправления недостатков своими силами или т
ретьими лицами, безвозмездное изготовление аналогичной вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы в указанные заказчиком сроки. Но при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему в пользование вещь. И, самое главное, исправление недостатков не освобождает исполнителя от соблюдения сроков договора. Если в договоре стоит 5 мая, а все неисправности вам устранили только 20, то за эти 15 дней фирма о
бязана вам выплатить неустойку в размере 3% за каждый день. Любопытно, что в отношении недостатков иркутяне не скромничают. По этому пункту в отдел по защите прав потребителей поступают жалобы не только на качество, допустим, оконных рам и дверей (почему-то именно они чаще всего фигурирую в заявлениях) - скажем, в договоре указана древесина высшего или первого сорта, а рамы оказались с сучками, или лес был непросушенным, и спустя какое-то время двери "повело". Был случай когда, лакируя раму, рабочий забрызгал лаком стекло. Это тоже послужило поводом для претензии.
|
|
Екатерина Дементьева
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|
|
|