|
распечатать обсудить в избранное
|
Бизнес |
Поставка оружия – не только коммерция, но и политика
НА ПРОШЛОЙ неделе за круглым столом представители оборонки провели несколько часов в обсуждениях на тему «Правовые аспекты военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами».
КАК рассказал президент Иркутского авиационного завода Алексей Федоров, у иркутского завода более чем двадцатилетний опыт самостоятельных поставок самолетов за границу. Доля экспорта ИАПО в 2001 году среди других стран мира составила 8%, в 2002 за счет заключенных контрактов эта цифра увеличится на 2%. Только объем нынешних контрактов о поставке самолетов СУ-30 в Индию составит пять миллиардов долларов.
Однако при этом спрос в мире на военную технику упал, а срок жизни самолетов вырос, так что один контракт может оказаться очень долговременным. Кроме того, остра конкуренция в авиации. В таких обстоятельствах российское законодательство усложняет сервисное обслуживание поставленной техники, и у заказчиков всегда есть к нему претензии. Если американцы или французы поставляют запчасти в течение нескольких дней, а то и часов, то мы работаем несколько месяцев. Действующая процедура поставок ущемляет интересы заказчика, которому неинтересно слушать о причинах задержки и недостатках законодательства.
Кроме этого, разработка высоких технологий недостаточно инвестируется. А законодательство страны запрещает участие в уставном капитале предприятия более 25% иностранных инвестиций. При этом помогать оборонке не торопится. Например, сейчас ИАПО заключило огромный контракт с Индией на поставку 140 самолетов СУ-37 КИ, что, по сути, является контрактом века для нас. В доработке самолетов принимают участие индийские конструкторы. Такое сотрудничество позволит полнее осуществить следующий проект - совместное создание с КБ Ильюшина среднетранспортного самолета, который придет на смену устаревшим АН-12 и АН-24. Регистрировать его придется в Индии, так как только это позволит привлечь в разработку солидные вложения и добиться соответствия самолета европейским стандартам.
Сергей Жуков, генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий», занимающийся патентно-лицензионной работой, сожалеет, что при наличии 2700 сотрудников нашего патентного контингента мы получаем всего 27 тысяч заявок в год, Япония при таком же количестве сотрудников - 1,5 миллиона заявок. Нам не хватает закона о правах государства на интеллектуальную деятельность наших конструкторов, о коммерческой тайне. Большинство наших ноу-хау не ставится на баланс, и их легко перехватывают и патентуют все кому не лень. Ведь один самолет - это несколько патентов, документация на которые должна быть очень жесткой, чтобы эти патенты навсегда остались российскими. Кроме того, нелепа политика правительства в отношении самолетов пятого поколения, когда оно хочет делать эти самолеты на коммерческие деньги (причем явно не на зарубежные). Так мы потеряем военную авиацию, как уже потеряли гражданскую. Поставка оружия - не только коммерция, но и политика.
|
|
Роман Гёц
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|
|
|