Россериал

№12 (461), 22 марта 2006 года
Свежий номер Дорожные пробки стоят миллионы рублей В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Транспорт

Улицы в дефиците


   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Застрять в дорожной пробке в час пик - удовольствие дорогое. Иркутянам, например, оно обходится в десятки миллионов рублей ежегодно. Это подсчитали ученые из транспортной лаборатории ИрГТУ.
   - ВПОЛНЕ возможно, дорожные пробки стоят Иркутску даже больше. Наша оценка основывается на стоимости бензина, вхолостую сжигаемого тысячами автомобильных моторов, - расшифровывает подсчеты лаборатории ее руководитель, доктор технических наук Александр Михайлов. - Прибавим потраченное впустую рабочее время - считая, что средний "человеко-час" стоит десять рублей. Но ведь эти оставшиеся незаработанными червонцы - вещь довольно условная. Мы не могли оценить конкретные убытки от всех сорванных встреч, переговоров или других важных мероприятий. А еще можно вспомнить о самолетах и поездах, которые никто не задерживает из-за пассажиров, застрявших в пробке.
   Однако потерянные деньги и время - это еще не самое страшное. Гораздо трагичнее людские потери - у нас они уже стали практически ежедневными. Иркутяне вообще отличаются агрессивным стилем вождения. Для них стало вполне допустимым проскочить на красный свет, проигнорировать пешеходный переход, "не заметить" запрещающий знак, подрезать соседа по пробке - лишь бы не ползти со скоростью пожилой черепахи. И эти гонки без правил нередко заканчиваются визгом покрышек и скрежетом металла, воющими сиренами "скорой помощи" и кровью на асфальте. А вокруг этой трагедии тут же образуется очередной затор - произошедшая авария надолго закупоривает улицу...
   Что ни улица - тупик
   ЧТО ЖЕ получается - заколдованный круг? Нет, тупик, в котором скопилось слишком много машин, а места на всех, увы, не хватает.
   - Еще в советские годы автотранспорту в Иркутске было тесновато. Хотя и терпимо - не так уж и много его тогда у нас было. С окончанием эпохи дефицитов число автомобилей на иркутских дорогах начало резко расти - и все "дефицитнее" становились сами дороги. Сегодня ситуация достигла своего пика.
   Особенно в центре, где обилие всевозможных магазинов и рынков и очень мало мест для парковки. Таких мест по правилам должно быть по пять-шесть на каждые сто квадратных метров торговых площадей, а у нас их в три-четыре раза меньше. Это привело к тому, что в районе Центрального рынка и ул. Карла Маркса даже в будние дни "дикарями" паркуется до 1400 автомобилей одновременно. Их ряды не только растягиваются вдоль каждой дороги (значительно сузив и без того неширокую проезжую часть), но и оккупируют владения пешеходов - обочины, тротуары и дворы. Единственный выход из этого тупика - выносить торговлю из центра города на периферию.
   Еще центр Иркутска необходимо разгрузить от потоков транспорта, транзитом идущего через него из одного района в другой, - пустить в обход центральных улиц. Они и без того перегружены общественным транспортом. По каждой из них в среднем должно проходить не более четырех маршрутов - у нас же по Октябрьскому району этот показатель перевалил за десяток. По основным же транспортным артериям, таким как улицы Байкальская или Дзержинского, пролегают и вовсе по тридцать-сорок маршрутов! Кто мог предполагать такое в советские времена, когда принимались генеральные планы города (последний из них вышел в свет в 1985-м)? Тогда считалось, например, что автобусы-троллейбусы и впредь будут подходить к остановкам раз в пять-семь минут. И остановочные карманы рассчитывались исходя из этих предположений. Никто и не думал о маршрутках, которые будут подлетать к остановкам каждые пятнадцать секунд, и о таксистах, которые сегодня здесь же поджидают клиентов.
   Не до идеалов. Светофоры бы отрегулировать
   - В ИДЕАЛЕ нужно создавать новые артерии. Магистральных улиц, технически приспособленных для движения общественного транспорта, катастрофически не хватает, а те, что есть, загружены по полной. Между тем даже строительство нового моста пока что буксует. (Да и проект выходящих к нему развязок внушает серьезные сомнения. При моделировании на компьютере видно, что и там пробки будут постоянным явлением.) Видимо, не раньше построят и новый мост через Иркут - участок опять же будущей 22-километровой кольцевой трассы, четыре полосы которой соединят районы города. Что можно сделать прямо сейчас? Моделируя на компьютере в режиме реального времени движение транспортных потоков по иркутским улицам, мы видим, что многого можно добиться и менее кардинальными мерами. Где-то довести до ума работу светофоров, синхронизировав их между собой (сейчас они часто работают вразнобой), где-то перенести из одного места в другое пешеходный переход, а где-то и разориться на подземный - и проблема практически решена. При этом Александр Михайлов демонстрирует, как малюсенькие машинки и автобусики на мониторе (их количество и скорость соответствуют реальной ситуации), до этого то и дело сбивавшиеся в кучу, потекли по виртуальной 2-й Железнодорожной в сторону политеха гораздо быстрее, чем прежде, и не мешая друг другу.
   Но все это лишь полумеры, для того чтобы залатать самые большие дыры. Ведь автомобиль требует инфраструктуры, а ее создание стоит больших денег. Хотя они вполне сопоставимы с теми суммами, которые мы каждый год теряем в ежедневных пробках...
   Кстати
   В будущем Иркутск планируют "окольцевать" скоростной трассой, соединяющей четыре района города. Машины будут развивать на ней скорость 100-110 километров в час. Все развязки на ней сделают разноуровневыми, чтобы не снижать скорость внутригородского транзита.
   
   

   Записал Игорь Алексич    
АиФ


Тема номера
Приангарье может снабжать себя собственной пшеницей
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Регион
Подробности
Политика
Смена элит
Общество
Таких митингов не было с 93-го
Депутатский вопрос
174 проекта школьников Иркутской области претендуют на гранты РУСАЛа
Как и из чего делали иркутяне мебель сто лет назад
Религии
Бизнес
Пять потерь ТНК-ВР: не осталось почти ничего
Транспорт
Дорожные пробки стоят миллионы рублей
На дороге - дети
Люди
Я соглашусь стать тренером своей дочери
Отдых
Как вырастить лес в квартире?
Культура
$100 млн за коллекцию
Удивительное - рядом


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск