Россериал

№40 (489), 4 октября 2006 года
Свежий номер Школа - это лакмусовая бумажка нашего общества В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Общество

Прописные истины должны закладываться человеку в детстве


   Интервью с губернатором Иркутской области Александром Тишаниным накануне Дня учителя.
   - АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ, вы помните свою первую учительницу?
   - Конечно. Хорошо помню свой первый школьный день. Все как положено - гладиолусы в руке, ранец за спиной. Множество незнакомых лиц. И наша учительница - Анна Исакиевна Рабкина. Уже немолодая женщина - мы были у неё последним классом - она нас выпустила и ушла на пенсию. Может, ещё и поэтому с нашим классом у неё сложились особые отношения.
   Учительница первая моя
   - САМОЕ главное, чему она вас научила?
   - Ну, к школе я уже умел читать и считать. Этому меня научили в детском саду и в семье. Ведь сейчас редко кто идёт в первый класс, не умея читать. Со своими детьми, кстати, я тоже много занимался дома. Убеждён - к школе ребёнок должен прийти подготовленным. Самое важное, я считаю, моя первая учительница научила меня простым истинам, которые ещё называют прописными, привила нам моральные устои. Это очень важно, чтобы в семь-восемь лет ребёнок, когда он наиболее восприимчив, мог получить от взрослого внятные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Для меня таким человеком стала моя учительница Анна Исакиевна. У неё был огромный жизненный и педагогический опыт, она прожила нелёгкую жизнь. И чем старше я становлюсь, тем отчётливее осознаю, как много она для нас сделала.
   - Вы навещали её после окончания школы?
   - Да, обязательно, всем классом приходили к ней в её день рождения. Уже взрослыми людьми, после армии, после институтов, имея собственные семьи, шли к ней домой. Это было днём традиционного сбора класса, никого не предупреждали заранее, просто собирались и всё. Правда, с каждым годом нас становилось всё меньше - многие разъехались по другим городам. Сегодня, когда её уже нет, в этот день чувствую какую-то пустоту. Благодаря Анне Исакиевне у меня на всю жизнь сформировалось глубокое уважение к учителям.
   - А как у вас было с успеваемостью?
   - Честно признаюсь, до 7 класса были и тройки. Вот с общественной жизнью было всё в порядке. У нас она, что называется, била ключом - викторины, конкурсы, "Зарницы" - во всём принимал участие. Наш класс был очень спортивный, пропадали на стадионе. Потом решил, что после 8-го класса пойду в техникум. Сегодня первый аттестат выдают после 9-го, а в те годы - после 8-го. Для того чтобы поступить в техникум, надо было иметь хороший аттестат. И я поставил себе цель - окончить школу без троек. И у меня это получилось. Тогда впервые понял, что если всерьёз хочешь чего-то добиться, то обязательно добьёшься. Потом, когда я учился в техникуме, после армии получал первое высшее образование, затем второе, проблем с учёбой у меня не было.
   - Какие предметы были любимыми?
   - Мне легко давалась геометрия, математика. К тому же учитель был очень хороший - и требовательный, и понимающий - Алла Викторовна Абрамова. С физикой, географией проблем не было. Я не гуманитарий. С русским языком как-то не сложилось. Четвёрка с натягом была.
   Воспитать будущее поколение - нелёгкий труд
   - А СВОИХ детей вы провожали в школу 1 сентября?
   - Нет, не стану скрывать, и сына, и дочь первый раз отводила в школу жена. Конечно, я вникал и сейчас вникаю в учебный процесс, слежу за оценками, сколько времени они тратят на подготовку, чем занимаются в школе. Мне нравится, как в 36-м лицее, где учатся мои дети, подходят и к учёбе, и к внеклассным занятиям. Очень напоминает мои школьные годы - такая же активная общественная жизнь, через которую у подростков воспитывается понятие ответственности. В 14-15 лет человеку необходимо иметь какие-то обязанности - в школе, дома, которые бы дисциплинировали его. Я не говорю, что у подростка не должно быть свободного времени, что его надо постоянно загружать. Но понимание, что у него в жизни будут не только права, но и обязанности, закладывается в человеке именно на уровне подростковом.
   - Семья и школа - как должны складываться их взаимоотношения?
   - Я всё-таки считаю, что главная роль в воспитании ребёнка принадлежит семье. Не надо перекладывать ответственность за формирование своего ребёнка только на школу. Но при этом - разные люди, разные семьи, свои понятия о жизни. А учитель на основе огромного жизненного и профессионального опыта имеет право на нечто большее. Он, ежедневно общаясь с ребёнком, наблюдает за ним, делает какие-то выводы, даёт рекомендации семье. Учитель - это психолог, он умеет понять своего подопечного. Некоторые вещи, которые происходят в семье, ребёнка сковывают. И поделиться он может только с учителем.
   - К сожалению, Александр Георгиевич, зарплаты наших российских учителей совершенно не соответствуют их огромной роли в воспитании будущего поколения
   - Да. Это и моя боль, как губернатора. Конечно, необходимо радикальное повышение зарплаты, особенно молодым педагогам. Сейчас мы предприняли ряд мер, чтобы выделить дополнительные деньги на работников бюджетной сферы. Сократили расходы администрации на 257 млн 933 тыс. рублей. Сразу оговорюсь, что население не пострадает. Это сделано за счёт сокращения командировок чиновников, более рационального использования бюджетных денег - создали службу госзаказа, которая проводит конкурсные торги, тем самым оптимизируя расходы. Сэкономленные деньги пойдут на зарплату бюджетников. Как только правительство издаст соответствующее распоряжение, увеличим зарплаты на 11%.
   В следующем году продолжится реализация нацпроектов, в том числе и в сфере образования. Насколько мне известно, их финансирование будет значительно увеличено. В областном бюджете на 2007 год мы предусмотрели увеличение расходов на образование на 631 млн рублей.
   Я понимаю, что это не так много, как хотелось бы. Поэтому очень большие планы связаны у нас с экономическим подъёмом Иркутской области. Сегодня мы, как дотационный регион с дефицитным бюджетом, не имеем права на свои, региональные надбавки. Но перспективы выйти на новый уровень экономического развития, на увеличение инвестиций, а значит наполняемости бюджета, есть, и очень серьёзные. Поэтому с переходом Иркутской области в категорию региона-донора такие надбавки будут обязательно введены.
   Нужно правильно выстраивать приоритеты
   - МИНИСТР образования Фурсенко сообщил, что с нового года планируется финансировать школы по новой схеме. Деньги из расчёта на каждого ученика (нормативы сейчас разрабатываются) будут перечисляться учебным заведениям напрямую. То есть, чем больше в школе учеников, тем больше денег. Для города это, возможно, и оправданно, но как выживать сельским школам, зачастую малокомплектным?
   - Этот закон находится в стадии обсуждения. Конечно, определённая логика в этом подходе есть - в рациональном использовании бюджетных средств. Это отказ от уравниловки, когда раздавалось всем сёстрам по серьгам. Деньги должны выделяться пропорционально вкладу каждого. Но это, повторю, целесообразно исключительно с точки зрения рационального подхода. А есть ещё и социальный, нравственный подход.
   Я категорически против закрытия сельских школ. Меня пытаются убедить, что, например, школу в посёлке Игирма надо закрыть, мотивируя это тем, что там учится всего 68 детей. Это не тот случай, когда надо экономить, оптимизировать расходы. Кроме того, школа на селе - центр социально-культурной жизни. Практика показала - закрывается школа - и деревня умирает. Люди из неё уезжают. Закрывать школы - это неправильно, и мы будем предпринимать все меры, чтобы они работали по-прежнему.
   Посмотрите, что у нас происходит с детскими садами. Мы их позакрывали в начале 90-х. В результате очередь в детские сады по области составляет 18 тыс. детей. Мы сегодня решаем эту проблему, проводим ревизию детских садов, которые были переданы под другие учреждения. Будем пытаться вернуть их по назначению. Кроме того, речь идёт и о строительстве новых дошкольных учреждений. Но суть-то в чём? Судя по дефициту детских садов, демографическая ситуация улучшается. Сегодня ребёнок - дошкольник, а завтра - первоклассник. И если при такой положительной демографической динамике мы будем закрывать школы, то вообще придём в никуда. Я категорически против закрытия школ.
   - За год вы побывали во многих школах области, причём не только в образцово-показательных. И везде обращаются с просьбами о помощи.
   - Я стараюсь вникнуть в каждую проблему, решить её по мере возможности. Просят трактора, новые спортивные залы, крыши, компьютеры, всего не перечесть. Есть очень старые школы, давно нуждающиеся в ремонте. В то же время много недостроенных, брошенных несколько лет назад. В этом году за счёт областного бюджета капитально отремонтировали 153 школы, достраиваем 6 школ. Они будут сданы в эксплуатацию в 2007 году.
   Но должен сказать, что очень много зависит от позиции руководителей муниципальных образований, мэров городов и посёлков.
   Школа - это лакмусовая бумажка положения дел в районе, посёлке. Вот заходишь в школу, посмотрел, во что одеты дети, как выглядят классы, чем кормят в столовой, сколько стоит обед, какая библиотека, что читают, и всё становится ясно. Как работает власть, чем занимается мэр, директор школы.
   Понятно, что денег никогда много не бывает. Но нужно правильно выстраивать приоритеты. Ведь человек избирался на должность мэра не для того, чтобы решать свои проблемы. Отдавал себе отчёт, что на его попечении будут школы, больницы, объекты соцкультбыта. Поэтому я не понимаю мэров, которые только разводят руками. Пересмотри свои расходы, определи, что главнее. Сначала подготовь школу к началу учебного года, а ремонт администрации или новая служебная машина подождут.
   Мэрам вполне по силам возобновить систему шефства предприятий над школами, заключать договоры о социальном партнёрстве с малым и средним бизнесом.
   Сейчас идёт формирование бюджетов муниципальных образований. На этом этапе важно выбрать самые социально значимые направления. И школа должна быть на первом месте. Ведь речь идёт о нашем будущем.
   В заключение хочу обратиться к нашим дорогим учителям.
   Завтра - День учителя. Кто-то в этот день придёт в свою школу, кто-то навестит любимых педагогов. Этот профессиональный праздник давно стал всенародным. Накануне мы ещё раз должны подумать, чем можем помочь учителю, по сути, главному человеку страны, который и в городе, и в далекой деревне формирует будущее нашего Отечества.
   Я поздравляю всех педагогов Иркутской области, ещё раз хочу сказать огромное спасибо за терпение, мудрость, самоотверженность. Желаю вам, дорогие наши учителя, здоровья, любви и уважения учеников, счастья в ваших семьях.
   
   

   Ольга МАТИСОН    
АиФ


Тема номера
Гражданская служба казармы не слаще
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Регион
Подробности
Территория
Всемирный атом добрался до Ангарска
Жетвам наводнения выделили по мешку картошки
политика
Жизнеспособность политсубъектов
В Приангарье нашли панацею от бюрократии?
Пожилым нужна забота
общество
Когда занят делом, стареть некогда
Школа - это лакмусовая бумажка нашего общества
культура
"Голос" часов раздался спустя полвека
Вехи истории
Человек, который не был в Сибири, - это недочеловек
панорама
Без лишних слов
Новости, сенсации
Вот это да!
Фотофакт
отдых
Туристы не заметили путча
Автолюбители за четыре часа переполошили областной центр
ресурсы
Новости компании
Жилье
Город меняет своё лицо
Компакт-приют
Знак качества поставят собственники
Рынок недвижимости спасёт конкуренция?
На заметку
Идеальная тепло- и звукоизоляция
Обратная связь
Спрашивали? Отвечаем!
За и против
Коротко


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск