Россериал

№31 (429), 3 августа 2005 года
Свежий номер Река живая плюнут за борт все равно, что человеку в лицо В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Люди

Вечная любовь капитана


   
    ПЕРВОЕ, что приходит на ум при встрече с этим человеком - настоящий ?морской волк?. Точнее было бы сказать ?речной?.
   ВОТ уже 27 лет Виктор Вертянкин стоит на капитанском мостике, и сегодня, пожалуй, никто не знает Ангару так хорошо, как он. Хотя сам Виктор Васильевич считает, что Ангара непознаваема - она постоянно меняется. Неизменной остается только любовь человека к ней. Кстати, капитан Вертянкин - единственный, кто написал историю Ангары с древних времен до наших дней. Книга стала раритетом - девятитысячный тираж уже давно разошелся по стране, и туристы тщетно пытаются ее раздобыть.
    ?Река в любой момент может наказать человека?
   - У МАРКА Твена есть замечательная книга ?Жизнь на Миссисипи?, рассказывающая об американских речниках времен Дикого Запада...
   - Эта книга лежит в моей каюте. Я, конечно, уже далеко не подросток, но частенько ее перечитываю. Запоем.
   - Хотелось бы побывать на Миссисипи?..
   - Нет. Я считаю, что у человека должна быть одна река. Моряк никогда не скажет, что он любит, допустим, Баренцево море или какое-то еще, а вот среди речников - другое отношение. Если человек работает на Енисее, то лучше Енисея-батюшки для него нет ничего на свете. А мне без Ангары-красавицы жизнь не всласть.
   Но красавица-то она красавица, только с норовом. Человек должен понять ее, прежде чем встать за штурвал. А Ангара сложна для понимания. Течение здесь сильное и разное: вдоль реки, под углом, водоворотов немало. В прошлом году у нас был штурман, который много лет проработал на Иртыше, где течение спокойное, так он Ангару все понять не мог. А без этого здесь делать нечего. Стоит хотя бы ненадолго мысленно отвлечься - и ты уже на мели. Мстит нам Ангара.
   Ведь она уже не та, какая была несколько десятилетий назад. В свое время из нее брали гравий для всесоюзных строек, тогда не смотрели - в каком месте можно это делать, а в каком нет. С дурной головой в реку лезли, за планом гнались. В результате русло просело. Раньше Ангара имела много островов, протоков, теперь протоки обмелели - произошло сжатие основного потока, и скорость течения стала огромной. Что она еще преподнесет нам, неразумным, остается только гадать.
   Какой талант у капитана?
   А ВЕДЬ река - живая. Нельзя ни окурки бросать, ни плевать за борт - это все равно, что человеку в лицо плюнуть. Ангара все тревоги с души смывает. Сколько раз было: на душе кошки скребут, но стоит приблизиться к теплоходу, как сразу успокаиваешься. Только от берега отойдешь - благодать в груди разливается? Святая вода. И ходить по ней нужно красиво, плавно. Для меня идти по реке, что для художника картину писать. Это сродни искусству. Недаром во флоте есть такие слова: ?Морское судовождение - наука, а речное - искусство?.
   Иногда я спрашиваю молодежь: какое самое главное качество речника? Начинают отвечать: храбрость, смелость. Нет, говорю. Это все потом, когда придется преодолевать аварийные ситуации. А вот чтобы эти ситуации не возникали, речник должен быть предусмотрительным. Это и есть самое главное на воде. Талант капитана заключается не в проявлении героизма при аварии, а в способности ее избежать.
   Мне нравится одно выражение: ?Неожиданной бывает только собственная смерть?. Все остальное человек может предвидеть. Капитан должен идти впереди судна. Чувствовать реку, а не просто глазеть по сторонам, как пассажир. Нужно быть готовым к любой ситуации. За каждым поворотом ждать встречного судна, чтобы вовремя уйти от столкновения, а не самоотверженно спасать утопающих после этого столкновения. Ни к чему этот героизм. Лишний он. Я уже не говорю о шторме: чтобы сильный ветер застал тебя врасплох на середине реки, надо очень захотеть. На небе крупным почерком написано, какая будет погода. Это в океане от шторма никуда не деться, а на реке всегда можно вовремя причалить к берегу.
   Судно понимает, когда с ним говоришь
   - А ЧТО, по вашему мнению, значит судно для капитана? Дом, работа?
   - Друг. И дом, конечно, тоже, потому что в пору судоходства круглые сутки находишься на судне, но прежде всего живой друг. Буксирный теплоход ?Капитан Андрулайтис? - второе судно в моей капитанской должности, на нем я уже 17 лет. Мне предлагали разные теплоходы, но я друзей не меняю. В свое время сам помогал строить ?Капитана?. Этот теплоход мне дорог, как родной человек. С ним и поговорить можно - он все понимает. Однажды к нам приехала его создательница-конструктор проверить, как работает. В один из моментов, когда мы шли по реке, теплоход затрясся, так я машинально по корпусу его слегка похлопал со словами: ?Тише, тише, мамка здесь!? Он и успокоился. Женщина рассмеялась: первый раз, говорит, вижу, чтобы с судном, как с человеком, разговаривали.
   Команде своей внушаю: как к судну относишься, такая и отдача будет. Даже когда красишь его, надо не просто водить кистью, а делать это с любовью. Тогда судно становится послушным. Я тут любопытства ради попросился раз порулить на небольшом теплоходике. Но ничего не вышло - меня начало таскать по Ангаре во все стороны. Капитан капризного теплохода рядом со мной стоит, посмеивается. Но только он сам взял штурвал в руки, теплоход пошел как по струнке. Вот что значит родное судно для своего капитана. Так и ?Капитан Андрулайтис?. Другому человеку надо будет приложить массу усилий, чтобы управлять им, а мне достаточно сделать для этого несколько легких движений.
   - Вы рассказываете об Ангаре, как о живом человеке, с большой теплотой, а река отвечает взаимностью или это, как в песне поется, ?безответная любовь??
   - Я много лет работал без аварий. Кто-то на мель сядет, у кого-то столкновение, а мое судно беда обходила стороной. В судоходной инспекции у меня спрашивают - ты, наверное, какой-то секрет знаешь? Ничего я не знаю, просто отношусь к реке трепетно, возможно, она мне взаимностью и отвечает. Жалею только, что родился поздно и не узнал Ангару естественной, до строительства ГЭС. И завидую будущим поколениям, которые будут видеть возрождение Ангары. ГЭС ведь это не навечно, пройдет время, разберут их, и река начнет залечивать раны.
   Фото автора
    СПРАВКА ?АиФ ВС?
    Протяженность Ангары - 1826 км. Регулярное судоходство осуществляется от Иркутска до Байкала и до Братской ГЭС. Главные пристани: Иркутск, Ангарск, Балаганск, Братск. Богата рыбой: стерлядь, хариус, нельма, елец, налим.
   
   

    Владимир Шпикалов    
АиФ
[an error occurred while processing this directive]
Тема номера
Ольхон получил электричество
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
 регион
Подробности
Транспорт
Навстречу малому бизнесу
Экономика
Будущее региона возьмут штурмом
 Общество
Лето в Иркутске: ремонт, ремонт, ремонт?
Здоровье
Ученые учат строить карту ситуации
Зона риска
В перерывах между боями сибиряки срубили баню
Спецподразделения оккупировали Иркутск
Озеро машин
Люди
Река живая плюнут за борт все равно, что человеку в лицо
Ельцин и Коль прокатились на тройке
Иркутянин изобрел новые способы плетения железных рубах
Бизнес
Сибиряки высоко оценили продукцию Усольского свинокомплекса
Ноу-хау
Непознанное
Шаманы молились на перевернутом черном котле
Нака
Российско-китайская экспедиция стартует 9 август
Одна рыба
Младший брат Байкала
Сбежавший улов
Отдых
Хобби-клуб


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск