Россериал

№27 (580), 2 июля 2008 года
Свежий номер В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Рек. на сайте
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Гость редакции

Серебряный витязь Михаила Корнева


   ЖДУ Михаила КОРНЕВА в гулком холле театра народной драмы. Мимо ходят актёры, лица которых знакомы каждому иркутянину, посещающему общегородские праздники и фестивали. Правда, чуточку странно их видеть не в русских костюмах с мечами или гуслями, а в джинсах и рубашках. Нельзя сказать, что летом жизнь в театре кипит, она скорее напоминает томление и ожидание. Но как только в здание входит директор, всё меняется.
   К НЕМУ устремляются все: кто с неотложными репетиционными вопросами, кто с бухгалтерскими "мелочами", кто - по устройству ребёнка в лагерь... И поток вопрошающих не иссякает всё то время, что длится наше интервью. Михаил Корнев во всём принимает активное участие, считая, что если уж берёшься за что-то, то делать это надо хорошо.
    - Как вы, филолог по образованию, стали актёром?
    - В 1977 году, будучи студентом филфака, я с сокурсниками организовал рок-театр "Междометие". Мы были что называется продвинутой молодёжью, всем душевным вектором устремлёнными на запад. Всё отечественное казалось пресным, "суконным". Этот театр просуществовал год. Потом меня пригласили в молодёжный театр-студию, который существовал как народный театр.
    - И сразу дали серьёзную роль?
    - Да, представьте. В 1978 году там ставили пьесу Вампилова - "Утиную охоту", я сыграл Кузакова, а спустя несколько лет и Зилова. Вообще, в той молодёжной студии собрались интересные люди. Тогда, как все молодые, мы считали со-временный театр упадническим. Поэтому, наверное, у себя очень много экспериментировали. То изучали систему Брехта, то пытались авангардно поставить гоголевского "Ревизора". Это сейчас я понимаю, что с классикой экспериментировать нельзя, её надо играть понятно для современного зрителя, но, не ударяясь в пошлость.
    В театре-студии мы ставили Чапека: "Из жизни насекомых" - спектакль, решённый в жанре балагана; модерновую вещь - "Преследование и убийство Жан-Поля Марата". Мы исследовали, отвечали для себя на вопросы: что такое революция, равенство, свобода, братство?
    - А что стало переломной точкой? Когда вы поняли: вот оно, истинное искусство?
    - В 1983 году - во время работы над постановкой "Последняя огневая" по произведению Алексея Васильевича Зверева. Я играл главную роль - капитана Дахова. Это было для меня очень важным шагом - после всех метаний, поисков собственного пути в театре возвратиться к теме войны, к теме подвига наших дедов и отцов. Когда наш спектакль увидел сам Зверев, он сказал: "Ребята, вы попали в точку, вы многое угадали!" Наверно, это лучшая похвала. И после началось осмысление. Мы размышляли: вот наши предки отстояли Родину, разбили фашистов, а что в этой Родине истинного, стоящего, кроме набившей оскомину партократии, советской действительности? За что бились, что защищали?
   
    Первые гусли
    - НАШЛИ ответ?
    - Говорят, Господь видит твои желания и способствует их исполнению, если они истинные. Таким Божьим ответом на наши поиски стал приезд в 1984 году в Иркутск Дмитрия Покровского - большого знатока славянского русского пения. Именно он открыл для нас настоящую отечественную песенную культуру. Помню, наш коллектив, человек 15,и его - человек 10, - мы всю ночь просидели и пропели. Они нам многое сыграли, показали. В моей жизни эта встреча стала одним из важнейших событий и потрясений.
    В результате мы запели тем звуком и той манерой, которая нас отличает, куда бы ни приехали выступать.
    В 1985 году я привёз из Москвы первые гусли. Мы в театре их изучили, с них началась наша гусельная мастерская, теперь в нашем арсенале десять самых разных гуслей, сделанных собственными руками.
    А на следующий год попытались попеть православные хоралы. Ещё пока ничего не понимая, не веруя, просто потому что красиво звучат.
    - Как ваш театр вошёл в перестроечные времена?
    - Сложно. 1987 год. Вышло положение о театрах-студиях, по которому таким театрам присваивался статус профессиональных с разрешением перейти на хозрасчёт. Очень лукавое решение, нам был предложен режим выживания. Мы остались без здания, без какой-либо финансовой помощи. Зато была поддержка местной интеллигенции - художника Анатолия Костовского, писательницы Валентины Сидоренко, академика Рюрика Саляева и многих других, кто хотел, чтоб был в Иркутске такой русский театр.
    Наш коллектив тогда работал на износ. Ставили много спектаклей, много гастролировали. Часто обращались к русской поэзии, первыми поставили "Снегурочку" Николая Островского. Я в этот период начал писать романсы на стихи Рубцова, Тютчева, Лермонтова, Гумилёва.
    - Когда вам стало тесно в актёрских рамках и захотелось попробовать себя в режиссуре?
    - Это для московских актёров в порядке вещей играть, играть, потом решиться и заняться режиссурой. У меня ситуация оказалась иной. В 1995 году бывший руководитель ушёл из театра, и общественность обратилась ко мне с предложением возглавить коллектив. Так я уже на протяжении 13 лет совмещаю работу режиссёра, директора и художественного руководителя театра.
    - Сложно было одновременно рулить экономической и политической жизнью театра?
    - Поначалу - очень. Даже сейчас вспоминаю то время, как кошмарный сон. Я тогда сильно поседел. Тот период был хорошим жизненным уроком, когда из всей труппы осталось только четверо актёров и моя жена. Зато после всего пройденного я поехал в Москву и спокойно поступил на высшие режиссёрские курсы. И как признание моих усилий в 2003 году получил "Бронзового Витязя" на втором Международном фестивале "Золотой Витязь". Наряду с нашим театром в конкурсе участвовали МХАТ, Таганка, театр Маяковского, национальный театр Сербии - он-то и получил первое место.
   
    Командир театрального "танка"
    - РАССКАЖИТЕ, какое место в вашей жизни занимает семья.
    - Покажусь не оригинальным, но это мой тыл. С Ириной Сергеевной, которая стала моей женой, я познакомился в 1979 году, с того времени прошли всё - безденежье, изматывающую работу и отсутствие в течение 10 лет собственного жилья... Она долгое время являлась актрисой, но с моим директорством вынуждена была оставить сцену и занять должность заместителя директора. Ирина Сергеевна стремится снять с меня нагрузку. Благодаря её работе у театра появилось много друзей. Если бы не жена, мой театральный "танк" точно бы где-нибудь перевернулся.
    - Каким образом вы оказались в кинематографе?
    - Я большой любитель по-учиться. Надо мной даже друзья подшучивают: "давно сам можешь идти преподавать, а всё никак не перестанешь учиться". Так вот, в 1998 году наш театр пригласили на празднование 850-летия Москвы. Выступали в Колонном зале, в Большом зале консерватории. Но самым интересным было плавание по Москве-реке на настоящей двухмачтовой ладье. Актёры нашего театра, облачённые в кольчуги и шлемы, стали командой этой ладьи, пели под гусли, развлекали москвичей и гостей столицы. В это же время увидел объявление о наборе на режиссёрские курсы к Николаю Бурляеву. Мне удалось его разыскать, мы с ним три часа разговаривали, и он меня взял в ученики.
    Причём режиссуру на этих курсах преподавал сам Бурляев, операторскую работу - Леонид Калашников, снимавший с Сергеем Герасимовым "Тихий Дон", актёрское мастерство - Народный артист России Борис Плотников. С этого года в мою жизнь вошло кино.
   
    Награда за "Иордань"
    - А как вошёл в вашу жизнь фестиваль "Золотой Витязь"?
    - Бурляев активно привлекает своих учеников к работе в оргкомитете этого фестиваля. Меня он включил в состав организаторов "Золотого Витязя", проходившего в Киеве, чтобы я познакомился с деятелями кинематографа мирового масштаба. Я же привёз на фестиваль в портфеле сценарий игрового фильма "Яков Похабов". Подал его на конкурс и получил специальный диплом за раскрытие русской исторической темы.
    В 2000 году мы накопили столько материала, что сняли клип на песню "Поднимется Россия". За него на фестивале нам дали ещё не "Витязя", но уже золотой диплом.
    Два года назад мой друг режиссёр Сергей Зайцев предложил снять фильм "Левша" на основе спектакля нашего театра, занять в нём ведущих российских актёров - Игоря Ясуловича, Юрия Назарова, Юрия Стоянова, Алексея Корт-нева, Анну Невскую. Причём основные съёмки предполагается провести в Иркутске, а главные роли в мюзикле сыграют мои ведущие актёры, заслуженные артисты России Вадим Дейнеко, Юрий Жигарьков, Геннадий Савушкин, актёры Вадим Семёнов, Федор Ясников и другие. Сейчас шьются костюмы, дописывается саунд-трек к фильму. Вопрос, как всегда, упирается в деньги. И поэтому в работе возник простой.
    - И эта пауза оказалась спасительной?
    - Точно. Благодаря ей удалось снять фильм "Иркутская иордань", получивший в этом году "Серебряного Витязя" в номинации "документальные короткометражные фильмы" на XVII Международном кинофоруме "Золотой Витязь". Картину взяли на кинофестивали Боснии и Герцеговины, Болгарии и многие фестивали России. В Беларусии хотят сделать коммерческий тираж фильма.
    Мне важно, что этот глубоко православный фильм не поучает, не воспитывает, а без назидания рассказывает о тех хороших людях, которые живут у нас в Иркутске. Как они себя ведут при соприкосновении с православным праздником.
    - Михаил Георгиевич, на что просите сил у Бога?
    - Молюсь я только за детей - их у меня трое - и за внучку. Я бы хотел, чтоб они жили в процветающей и сильной России. И прошу, чтоб Господь даровал силы закончить начатое дело - фильм "Левша" и, возможно, снять ещё несколько исторических картин.
    БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
    Корнев Михаил Георгиевич родился в 1958 году в городе Раменское Московской области. В 1981 окончил филологический факультет Иркутского государственного университета, в 2004 - высшие режиссёрские курсы. Один из основателей Иркутского городского театра народной драмы. В настоящее время является его директором, главным режиссёром и художественным руководителем. В 1998 году Михаил Корнев удостоен звания "Заслуженный артист России". В 2003 году он получил почётный знак "За заслуги в развитии города Иркутска".
   В 2008 "Иркутская иордань" - фильм, в котором М. Г. Корнев выступил в качестве сценариста и режиссёра, - удостоен "Серебряного Витязя" на XVII Международном кинофоруме "Золотой Витязь".
   ФОТО АВТОРА
   
   

   Алёна САБИРОВА    
АиФ


Тема номера
Как сэкономить в отпуске?
вопрос
Вопрос-ответ
Бизнес на прописке
регион
Подробности
Борьба с конвертами
гость
"Серебряный витязь" Михаила Корнева
криминал
Поймать на слове...
отдых
Где на "чёртовом" кататься колесе?
сад-огород
Скорая помощь урожаю
мир вокруг
Малиновый звон Иркутска
экономика
Буксир для малого бизнеса
здоровье
Активность как эликсир бессмертия
Как одолеть "психологического вампира"?


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск