Россериал

№27 (580), 2 июля 2008 года
Свежий номер В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Рек. на сайте
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Отдых

Где на чёртовом кататься колесе?


   Место, где сплачиваются семьи, - именно так позиционируют парки аттракционов и развлечений люди, имеющие отношение к этому бизнесу.
   В Иркутске мест, где можно культурно отдохнуть всей семьёй, едва наберётся около пяти: самые популярные из них - детский городок в ЦПКиО, небольшие парки на ул. Желябова и Якоби, а также на берегу реки Ушаковка. Но и они ориентированы, прежде всего, на тех, кому не больше 10-12 лет. А вот крупного современного парка, где с одинаковым удовольствием отдыхали бы не только дети, но и их родители, и не 2-3 часа, а буквально целый день, в нашем городе, к сожалению, нет. Эту нишу заняли торговые центры, которые иркутяне посещают целыми семьями, особенно в выходные дни.
   Развлекаться лучше в центре
   По мнению экспертов, небольшие города с населением 500-700 тысяч идеально подходят для аттракционного бизнеса. Однако иркутский предприниматель и основатель одного из востребованных горожанами мест семейного отдыха Виктор Таюрский опровергает это утверждение, называя небольшую численность жителей Иркутска минусом, тормозящим развитие парков аттракционов и развлечений в городе из-за низкой их посещаемости целевой аудиторией.
   Но самая главная проблема, с которой приходится сталкиваться инвестору, решившему организовать объект семейного досуга, - вопрос прав на земельный участок. Как отмечает Виктор Таюрский, если землю для этих целей выделяют в аренду на небольшой срок - до 5 лет, то не стоит даже браться за это дело, так как значительные инвестиции, вложенные в создание инфраструктуры и закупку аттракционов, не будут защищены гарантиями их возвратности. Приобретение участка в аренду можно рассматривать только при условии долгосрочных отношений - не менее 10 лет. Но самый лучший вариант, по мнению бизнесмена, - покупка земли, хотя такое решение вопроса и влечёт за собой увеличение размера вложений и затягивает срок окупаемости проекта. Кроме того, место расположения парка в значительной степени определяет его успех или неудачу. Понятно, что организация парка аттракционов наиболее предпочтительна в традиционном месте отдыха горожан, например, в центральном парке отдыха или на цен­тральном городском бульваре, набережной, а также рядом с "якорными" объектами города: театром, цирком, крупным торговым центром. В Иркутске же "свободной" земли в таких местах уже давно нет, а предлагаемые муниципалитетом для создания парка районы Ново-Ленино или второго Иркутска предполагают дополнительные затраты на благоустройство территории, прокладку коммуникаций, обеспечение транспортной доступности, удобной для всех жителей города, проведение высокобюджетных рекламных и маркетинговых акций. В общем, это должен быть парк на уровне мировой индустрии развлечений ХХI века, то есть что-то хотя бы приблизительно похожее, к примеру, на европейский Диснейленд, который, кстати, расположен в нескольких сотнях километров от Парижа.
   Сколько стоит аттракцион?
   Следующая проблема в организации парка и самая значительная статья затрат - покупка аттракционного оборудования, стоимость которого исчисляется тысячами евро. Например, всем известная карусель с лошадками стоит 70-100 тысяч евро, а цена эк­стремальной катальной горки может "потянуть" от 1 до 12 миллионов евро. Как утверждают эксперты, традиционная компоновка парка аттракционов в городе с численностью населения до 1 миллиона жителей требует бюджет порядка 1,5-3 миллионов евро, при этом в нём должны быть и детские, и семейные, и эк­стремальные группы оборудования. Только в этом случае проект будет интересен всем возрастным категориям посетителей, а значит, будет повышать его доходность.
   Как отмечает Виктор Таюрский, наши предприниматели-энтузиасты, желающие организовать полноценный семейный отдых для горожан, ограничены в средствах и не могут позволить себе покупать новое и более качественное импортное аттракционное оборудование. "Кредиты под закупку такой техники наши банки не дают, в отличие от западных стран, где коллеги располагают возможностью получать для этих целей дешёвые займы и имеют налоговые льготы", - говорит бизнесмен. А ведь срок эксплуатации и дорогущего импортного оборудования тоже не вечен, более того, не превышает 15 лет, после чего оно должно разбираться и утилизироваться.
   В любом случае, покупка нового оборудования решает другую насущную проблему индустрии развлечений - обеспечение безопасности, которую трудно гарантировать при эксплуатации старых отечественных качелей-каруселей, оставшихся с советских времён. Пример тому - аварии, случающиеся то в одном, то в другом российском парке аттракционов.
   - Кроме того, для правильной установки и дальнейшей безопасной эксплуатации аттракционов парк должен быть укомплектован квалифицированными кадрами, а это тоже огромная проблема в нашем городе, - говорит Виктор Таюрский. - Хорошего специалиста-механика необходимо обучить, найти его сейчас очень сложно, ещё сложнее удержать, особенно если учесть сезонность нашей работы.
   Зимняя спячка
   Пресловутый сезонный фактор в нашем регионе играет особую отрицательную роль для многих видов бизнеса, в том числе и для развлекательных парков. Активная жизнь в них длится примерно 120 дней в году, а в оставшееся время они несут убытки. Например, так называемые околопляжные аттракционы (батуты, катапульты, "вертушки", представленные, в частности, на площадке на берегу Ушаковки) быстро демонтируются, и поэтому в конце сезона их владельцы просто сворачивают свою деятельность и убирают оборудование до тёплых времён. Для открытых парков зима - настоящее испытание.
   Выход здесь один, считают эксперты, - развивать дополнительные направления, например, прокат коньков, а также строить крытые комплексы, под крышами которых размещать боулинги, мини-кинотеатры, кафе, детские игротеки. Что опять же влечёт дополнительные капиталовложения, причём не только на строительство и содержание, но и на рекламную "раскрутку".
   Коллаж В. НИКОЛЬСКОЙ
   
   

   Наталия Горбань    
АиФ


Тема номера
Как сэкономить в отпуске?
вопрос
Вопрос-ответ
Бизнес на прописке
регион
Подробности
Борьба с конвертами
гость
"Серебряный витязь" Михаила Корнева
криминал
Поймать на слове...
отдых
Где на "чёртовом" кататься колесе?
сад-огород
Скорая помощь урожаю
мир вокруг
Малиновый звон Иркутска
экономика
Буксир для малого бизнеса
здоровье
Активность как эликсир бессмертия
Как одолеть "психологического вампира"?


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск