Куклы как люди
Накануне открытия юбилейного сезона в кукольном театре "Аистенок" корреспондент "АиФ ВС" осуществил мечту своего детства: проник за кулисы театра, в бутафорную, и подглядел процесс рождения куклы.
БУТАФОРКА - одно из самых главных помещений театра. В этой небольшой комнате куклы появляются на свет, лечатся, приводят в порядок свои костюмы и себя самих. Здесь в воздухе ощущается робкое волшебство. На стенах - сооружения, напоминающие огромные расчески, между зубьями которых помещается шея перчаточной куклы-человечка. В таком подвешенном состоянии куклы не мешают друг другу и удобно себя чувствуют (по крайней мере, крестьянки в платочках и крестьяне в длинных рубахах выглядят довольными). Все здесь доброе и безобидное, даже большая поролоновая крыса со здоровыми когтями из кожи на лапах-перчатках смотрит на всех дружелюбно.
Несколько работников театра увлеченно спорят о новом костюме: и красивым должен быть, и удобным, а вместе с тем прочным и легким (а это целое строение из железного каркаса и ткани), и функционировать безупречно.
Иногда персонаж настолько яркий, что подчиняет себе сценарий
- У КУКОЛ все как у людей. Каждая - неповторимая личность, - убеждена Татьяна Токарева, заведующая постановочной частью. - Но в отличие от актеров-людей кукла создается специально для своего спектакля и роли. Живет с ними и с ними умирает.
Рождение куклы - процесс кропотливый. У режиссера возникает идея, художник воплощает ее в образ, от которого зависит даже материал, из которого будет сделан новый герой. Мамами-папами новорожденного артиста становятся множество людей - режиссер, постановщик, художник, конструкторы, портные... И бывает так, что герой получается настолько ярким и самостоятельным, что даже под него одного, под одну куклу, подбирается вся пьеса, другие герои, даже пишется новый сценарий.
- Марионетка - самая сложная кукла. Раньше марионеток вырезали столяры из дерева. Сегодня используют более легкие и удобные материалы (кукла из жесткого пенопласта более подвижна). В суставах части куклы скрепляются с помощью кусочков кожи, и потом каждую подвижную часть ниточкой цепляют на вагу - деревянный крестик.
Кстати, напрасно безвольных людей называют марионетками. Управлять марионеткой не так-то просто. Ваг у иной куклы может быть не одна и не две, такими персонажами руководят по два артиста-кукловода, и, чтобы персонаж двигался органично, нужна немалая сноровка.
А вот рождение большой куклы я наблюдала воочию. Сначала для нее конструкторы делают проволочный "скелет"-каркас. К нему клеят поролон, обтягивают трикотажем, раскрашивают, приклеивают мелкие части (глаза, нос, уши, волосы, хвост и т.п.). Если у куклы будут "живые" руки, шьют и приклеивают трикотажные перчатки для актера, подходящие по цвету. Открывающиеся глазки тоже делаются отдельно, прикрепляются внутри головы лесками, резинками. Актер открывает и закрывает кукле глаза с помощью специального рычажка.
Есть еще куклы-перчатки. Есть бумажные куклы, которые рождаются и умирают прямо на глазах у зрителей: актер во время спектакля вырезает куклу и тут же может сжечь ее, или порвать, или разрезать на кусочки.
- Как настоящему артисту, художник-портной шьет кукле персональный костюм, "по мерке", - продолжает свою экскурсию Татьяна Токарева. - Потом его надевают и пришивают, чтобы не дай бог во время представления не случилось "обнаженки". Иногда с облачением кукольного персонажа хлопот бывает не меньше, чем с куклой. Например, в спектакле нужно отразить все детали русского быта, значит, костюм должен строго соответствовать русскому народному стилю. Надо подобрать ткань, а это не всегда легко - таких тканей сегодня нет, надо продумать рисунок вышивки - ее на народной одежде очень много. Такой костюм очень сложен.
Кукольная пенсия - за стекло или на запчасти
И УХАЖИВАТЬ за ним не просто. Но каждая кукла периодически проходит "медосмотр" и даже подвергается "операциям" - во время капитальной или частичной реставрации. Кукол чистят, моют, подшивают, подклеивают, гипсовых подкрашивают, тряпичных стирают, костюмы снимают и приводят в порядок. Некоторые самые популярные персонажи переживают по нескольку таких "операций". Ведь кукольный век долог - они нередко переживают актеров. Причем отличаются поразительной работоспособностью - постоянно трудятся около 20-30 лет. Спектакли снимаются с репертуара, возвращаются... Актеры уходят на покой, а куклы остаются. Самый старый спектакль - "Таинственный гиппопотам" - идет с 1975 года (30 лет), а куклы все те же. Мамы и папы, пришедшие на представление с детьми, нередко бывают удивлены и растроганы, встретив любимцев своего детства.
Но рано или поздно куклы, как люди, уходят на пенсию. Если тряпичные артисты имеют особую художественную ценность, они сохраняются в музее театра (вернее, как такового музея кукол нет - только две выставочные витрины). И отдыхают в свое удовольствие за стеклом. Остальных кукол списывают. Раньше их сжигали вместе с декорациями, теперь разбирают на запчасти или основательно переделывают. Очень редко и только совсем непригодные выбрасывают.
Но прежде чем отправиться за стекло или на запчасти, кукла успевает выполнить свою миссию, с которой пришла в этот мир, - разбудить то светлое, что, как считает главный режиссер "Аистенка" Юрий Уткин, есть в каждом человеке. Ведь даже зловредная поролоновая крыса во много раз добрее и душевнее электронных "стрелялок".
Фото В. Шпикалова
|
|