Россериал

№47 (445), 23 ноября 2005 года
Свежий номер Нередко марионетки переживают своих актеров В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Искусство и культура

Куклы как люди


   Накануне открытия юбилейного сезона в кукольном театре "Аистенок" корреспондент "АиФ ВС" осуществил мечту своего детства: проник за кулисы театра, в бутафорную, и подглядел процесс рождения куклы.
   БУТАФОРКА - одно из самых главных помещений театра. В этой небольшой комнате куклы появляются на свет, лечатся, приводят в порядок свои костюмы и себя самих. Здесь в воздухе ощущается робкое волшебство. На стенах - сооружения, напоминающие огромные расчески, между зубьями которых помещается шея перчаточной куклы-человечка. В таком подвешенном состоянии куклы не мешают друг другу и удобно себя чувствуют (по крайней мере, крестьянки в платочках и крестьяне в длинных рубахах выглядят довольными). Все здесь доброе и безобидное, даже большая поролоновая крыса со здоровыми когтями из кожи на лапах-перчатках смотрит на всех дружелюбно.
   Несколько работников театра увлеченно спорят о новом костюме: и красивым должен быть, и удобным, а вместе с тем прочным и легким (а это целое строение из железного каркаса и ткани), и функционировать безупречно.
   Иногда персонаж настолько яркий, что подчиняет себе сценарий
    - У КУКОЛ все как у людей. Каждая - неповторимая личность, - убеждена Татьяна Токарева, заведующая постановочной частью. - Но в отличие от актеров-людей кукла создается специально для своего спектакля и роли. Живет с ними и с ними умирает.
   Рождение куклы - процесс кропотливый. У режиссера возникает идея, художник воплощает ее в образ, от которого зависит даже материал, из которого будет сделан новый герой. Мамами-папами новорожденного артиста становятся множество людей - режиссер, постановщик, художник, конструкторы, портные... И бывает так, что герой получается настолько ярким и самостоятельным, что даже под него одного, под одну куклу, подбирается вся пьеса, другие герои, даже пишется новый сценарий.

    - Марионетка - самая сложная кукла. Раньше марионеток вырезали столяры из дерева. Сегодня используют более легкие и удобные материалы (кукла из жесткого пенопласта более подвижна). В суставах части куклы скрепляются с помощью кусочков кожи, и потом каждую подвижную часть ниточкой цепляют на вагу - деревянный крестик.
   Кстати, напрасно безвольных людей называют марионетками. Управлять марионеткой не так-то просто. Ваг у иной куклы может быть не одна и не две, такими персонажами руководят по два артиста-кукловода, и, чтобы персонаж двигался органично, нужна немалая сноровка.
   А вот рождение большой куклы я наблюдала воочию. Сначала для нее конструкторы делают проволочный "скелет"-каркас. К нему клеят поролон, обтягивают трикотажем, раскрашивают, приклеивают мелкие части (глаза, нос, уши, волосы, хвост и т.п.). Если у куклы будут "живые" руки, шьют и приклеивают трикотажные перчатки для актера, подходящие по цвету. Открывающиеся глазки тоже делаются отдельно, прикрепляются внутри головы лесками, резинками. Актер открывает и закрывает кукле глаза с помощью специального рычажка.
   Есть еще куклы-перчатки. Есть бумажные куклы, которые рождаются и умирают прямо на глазах у зрителей: актер во время спектакля вырезает куклу и тут же может сжечь ее, или порвать, или разрезать на кусочки.
   - Как настоящему артисту, художник-портной шьет кукле персональный костюм, "по мерке", - продолжает свою экскурсию Татьяна Токарева. - Потом его надевают и пришивают, чтобы не дай бог во время представления не случилось "обнаженки". Иногда с облачением кукольного персонажа хлопот бывает не меньше, чем с куклой. Например, в спектакле нужно отразить все детали русского быта, значит, костюм должен строго соответствовать русскому народному стилю. Надо подобрать ткань, а это не всегда легко - таких тканей сегодня нет, надо продумать рисунок вышивки - ее на народной одежде очень много. Такой костюм очень сложен.
   Кукольная пенсия - за стекло или на запчасти
   И УХАЖИВАТЬ за ним не просто. Но каждая кукла периодически проходит "медосмотр" и даже подвергается "операциям" - во время капитальной или частичной реставрации. Кукол чистят, моют, подшивают, подклеивают, гипсовых подкрашивают, тряпичных стирают, костюмы снимают и приводят в порядок. Некоторые самые популярные персонажи переживают по нескольку таких "операций". Ведь кукольный век долог - они нередко переживают актеров. Причем отличаются поразительной работоспособностью - постоянно трудятся около 20-30 лет. Спектакли снимаются с репертуара, возвращаются... Актеры уходят на покой, а куклы остаются. Самый старый спектакль - "Таинственный гиппопотам" - идет с 1975 года (30 лет), а куклы все те же. Мамы и папы, пришедшие на представление с детьми, нередко бывают удивлены и растроганы, встретив любимцев своего детства.
   Но рано или поздно куклы, как люди, уходят на пенсию. Если тряпичные артисты имеют особую художественную ценность, они сохраняются в музее театра (вернее, как такового музея кукол нет - только две выставочные витрины). И отдыхают в свое удовольствие за стеклом. Остальных кукол списывают. Раньше их сжигали вместе с декорациями, теперь разбирают на запчасти или основательно переделывают. Очень редко и только совсем непригодные выбрасывают.
   Но прежде чем отправиться за стекло или на запчасти, кукла успевает выполнить свою миссию, с которой пришла в этот мир, - разбудить то светлое, что, как считает главный режиссер "Аистенка" Юрий Уткин, есть в каждом человеке. Ведь даже зловредная поролоновая крыса во много раз добрее и душевнее электронных "стрелялок".
   Фото В. Шпикалова
   
   

   Варвара Бойкова    
АиФ


Тема номера
Поскользнулся, упал. Очнулся - в суд
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Регион
Подробности
Экономика
Стратегия - рост
Подводя итоги
Инициатива ВСГК позволит решить проблему бюджетного дефицита
ПИФы семейства ЛУКОЙЛ Фонд
Бизнес
Дело вкуса
Политика
Развитие малого бизнеса зависит от муниципалитета
оБРАЗОВАНИЕ
Цыплят не брала ни одна инфекция
Общество
Областной центр затеял перестройку
Коротко
Про жысть
Отдых
В Сибири чеканили собственные деньги
культура
Нередко марионетки переживают своих актеров
ЖКХ
Острастка для соседа
Лифт не услуга
Дождитесь пенсии
Все зависит от вас
Консультация по вопросам приватизации
Точка зрения
Случай
Старухин клад
конкурс
Одна рыба сказала


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск